Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 53 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В. М. Заенчик, А. А. Князева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Российская Федерация) Аннотация. Рассмотрены теоретические основы и практические рекомендации по осуществлению профориентационной деятельности учителя технологии с обучающи- мися с ОВЗ. Представлен опыт кафедры технологии и сервиса ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образова- ние, учитель технологии, индивидуальная траектория, профессиональное самоопреде- ление. Образовательная интеграция, являясь частью социальной интеграции, рас- сматривается как процесс воспитания и обучения детей с ограниченными воз- можностями здоровья (ОВЗ) совместно с обычными детьми. Этот процесс зако- нодательно утвержден как инклюзивное образование, предполагающие включение обучающихся с ОВЗ в одинаковые с другими обучающимися в классе, виды деятельности: уроки, деловые игры, совместные проекты, лабора- торные исследования, решение задач, конструирование и моделирование, 3D- проектирование и др. При этом большое внимание уделяется адаптации среды к их возможностям, развитию способностей [1]. Важным критерием социализации обучающихся с ОВЗ в обществе счита- ется правильный выбор будущей профессиональной деятельности. И в этом про- цессе существенная роль в образовательной организации принадлежит учителю технологии. Особенности работы учителя технологии по профориентации подростков с ОВЗ определяются объективными и субъективными факторами: 1. Широкий диапазон различий по принципу ОВЗ: от детей с устранимыми трудностями, до детей с необратимыми поражениями. 2. Биологическое неблагополучие, являясь предпосылкой нарушения взаи- модействия с окружающим миром, может обуславливать возникновение откло- нений в психическом развитии [2]. Эти особенности создают определенные сложности для учителя технологии уже на этапе подбора методического инструментария, определения направлен- ности индивидуального маршрута технологического обучения с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении. При это необходимо заинтере- совать, вызвать желание заниматься этим делом, преодолеть инфантильность, которая является распространенной чертой подростков с ОВЗ. Сформировать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=