Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XIX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 42 РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Е. А. Дуброва Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Российская Федерация) Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития креативного и критического мышления школьников на уроках технологии. Анализируются понятия критического и креативного мышления в контексте современного технологического образования. Рассматриваются методы и технологии формирования креативного и кри- тического мышления. Поднимается вопрос о симбиозе креативного и критического мышления. Ключевые слова: компетенции ХХI века, креативность, критическое мышление, технологическая подготовка школьников. Несколько лет назад появился термин «компетенции XXI века», так называ- емые четыре К, к которым относят креативность, коммуникацию, кооперацию и критическое мышление. Эти компетенции подчеркивают, какими навыками должен владеть выпускник современных школ, какими умениями располагать, чтобы влиться в систему общества. Это комплекс из самых разнообразных черт и качеств, такие как любознательность, критическое мышление, инициатив- ность, задатки лидера, осознанная проектная деятельность и др., что поможет выпускнику общеобразовательной школы стать полноправным звеном совре- менного общества. Поэтому умение мыслить не только критически, но и креа- тивно, актуально как никогда. Проблема развития креативного мышления рассматривалась с разных сто- рон и в рамках различных концепций, как креативное и как творческое. Так Г. С. Альтшуллер, И. П. Волков и другие рассматривают творческое мышление, которое определяют через деятельностные критерии и критерии достижений; Н. С. Лейтес, В. Штерн и др. рассматривали творческое мышление как особый вид одаренности. Творческое мышление в контексте проблемы креативности представ- лено в трудах В. Н. Дружинина, Е. К. Лютовой, Т. А. Барышевой, Е. П. Ильина. Многие пытались изучить креативность с разных сторон: физиологической, психологической, механической. На основе этого было выявлено несколько фак- торов, от которых может завесить проявление креативности. Разумеется, первым фактором здесь выступает наследственность, семья (от отношений в семье, от числа возраста детей, от влияния родительского внимания, воспитание), среда (она может либо подтолкнуть или разрушить влияние наследственности и воспи- тания), место рождение (статистика подтверждает, что в больших городах рожда- ются более творческие дети). Помимо всего вышеизложенного, ребенку следует
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=