Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XIX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 38 с линейной функцией. Здесь потребуется введение основной операции матема- тического анализа – предельного перехода и понятие непрерывной функции. Следует обратить внимание на представление нелинейной функции ሺ ሻ в малой окрестности фиксированной точки в виде суммы числа и бесконечно малой величины. Это так называемое нулевое приближение функции: ሺ ሻ ൌ ሺ ሻ , где ௫→௫ బ ሺ ሻ ൌ 0 . (1) Выделяя класс непрерывных функций, мы приходим к уточнению представ- ления (1): ሺ ሻ ൌ ሺ ሻ ሺ ሻ , где ௫→௫ బ ሺ ሻ ൌ 0 . (2) Дальнейшее уточнение такой аппроксимации приводит к представлению ሺ ሻ ൌ ሺ ሻ ሺ െ ሻ ଵ ሺ ሻ ⋅ ሺ െ ሻ , где ௫→௫ బ ଵ ሺ ሻ ൌ 0 . (3) Эта линейная аппроксимация функции ሺ ሻ берется за определение диффе- ренцируемости, а числу присваивают имя производной ′ ሺ ሻ . Дальнейшие уточнения формулы (3) приводят к понятию производных выс- ших порядков и представлению ሺ ሻ ൌ ሺ ሻ ′ ሺ ሻ 1! ሺ െ ሻ ″ ሺ ሻ 2! ሺ െ ሻ ଶ ⋯ ሺሻ ሺ ሻ 2! ሺ െ ሻ ሺ ሻ ⋅ ሺ െ ሻ , где ௫→௫ బ ሺ ሻ ൌ 0 . (4) Параллельно этому можно развивать асимптотический метод решения урав- нений с малыми параметрами. Этот метод представляет собой одно из наиболее мощных средств современной прикладной математики, он успешно работает при решении нелинейных уравнений, уравнений с переменными коэффициентами и в задачах со сложными граничными условиями (см. [1]). Понимание асимптотического метода доступно даже школьникам. Можно рассмотреть возмущенную задачу для квадратного уравнения ఌ : ଶ െ ሺ3 2 ሻ 2 ൌ 0 , где – малый параметр, и сравнить решение ఌ этой задачи с решением вырожденного уравнения : ଶ െ 3 2 ൌ 0 . Решение x следует искать по формуле, аналогичной представлению (4): ఌ ൌ ଵ ଶ ଶ ⋯ , (5) где ଵ , ଶ , … – коэффициенты, которые будут получаться рекуррентно. Далее можно перейти к асимптотическому методу решения дифференциаль- ных уравнений. Для их решения потребуется операция, обратная дифференциро- ванию. Это послужит обоснованию изучения интегрального исчисления.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=