Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 335 торое может обозначать что угодно [1,2] и поэтому в зависимости от конкрети- ки требует уточнения, например, практические компетенции). Если рассматривать взаимосвязей направления «Техносферная безопасность» с другими предметными областями, то в первую очередь можно отметить, что су- ществует по меньшей мере четыре блока научного знания без усвоения сведений из которых не может состоятся будущий профессионал в области техносферной безопасности. (Название «блок» здесь достаточно условно.) Это – естественнона- учный блок (физика, химия, биология, включая экологию). математический блок (включая информатику и компьютерное моделирование), гуманитарный блок (включая экономические и юридические знания), и блок специальных дисциплин, связанных с научно-практическим опытом, соотносимым с будущей профессио- нальной деятельностью обучающегося. Именно взаимодействие этих блоков и со- ставляет основу межпредметности применительно к подготовке по рассматривае- мому в статье направлению подготовки. В АГЗ МЧСС России подготовка обучающихся по техносферной безопасно- сти осуществляется на трех факультетах для трех категорий обучающихся: кур- санты, курсанты – граждане иностранных государств, и студенты – граждане Российской Федерации. Все эти три категории имеют ряд социально- психологических особенностей, которые не могут не учитываться при подаче материала в процессе обучения и выстраивании субъект-субъектного взаимодей- ствия между обучающимися всех категорий и профессорско-преподавательским составом. Опыт преподавания ряда дисциплин, по направлению «Техносферная без- опасность» и анализ полученных в ходе оценки ответов и выполненных зада- ний показывает, что не зависимо от того, к какой из названных выше категорий (курсант, курсант-иностранец, студент) относится обучаемый, им свойственен ряд общих черт. Собственно говоря, в той или иной степени это – отражение тех процессов, которые происходят, как в обществе в целом, так и в образова- тельном пространстве. Современный молодой человек склонен упрощать све- дения об окружающем мире (рецидив восприятия с приоритетом в пользу обы- денного сознания); отдает приоритет медийной информации; не склонен анализировать имеющиеся данные в их взаимосвязи, а пытается найти готовый ответ. Он относительно слабо подготовлен в технологическом плане, учитывая те проблемы, которые переживает предмет «Технология» в общеобразователь- ной школе. [3] Как известно, без учета социально-психологических характери- стик обучающихся сложно рассчитывать на успешность учебного процесса [4]. Именно поэтому были изучен ряд таких характеристик у студентов и курсан- тов, обучающихся по программе бакалавриата в АГЗ МЧС России по програм- ме бакалавриата по направлению «Техносферная безопасность» и которые яв- ляются гражданами России. Данные категории обучающихся, как показало проведенное исследование среди обучающихся на третьем курсе, достаточно сильно различаются в соци- ально-психологическом плане. Курсантов отличает большая дисциплинирован-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=