Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XIX Всероссийская научно-практическая конференция 334 ПРОБЛЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Н. М. Твердынин Академия гражданской защиты МЧС России (Химки, Российская Федерация) Аннотация. В статье рассматриваются представления о межпредметном взаи- модействии как одном из базисных составляющих подготовки по направлению «Тех- носферная безопасность». Основной упор делается на комплексность в организации научно-исследовательской работы обучающихся. Ключевые слова: техносферная безопасность, педагогика, межпредметное взаи- модействие, социально-психологические характеристики. Основной идей, на которой базируется представленный в данной публика- ции материал является представление о межпредметном взаимодействии как одной из базовых составляющих формирования профессиональной. Всякая профессиональная подготовка не может быть сведена к простому обучению и усвоению определенного теоретического и практического материа- ла, который имеет непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности, не зависящей от того, в какой области знания идет подготовка будущего профессионала. При этом постулируется, что чем выше образова- тельный уровень, тем значительнее должна быть доля межпредметного взаимо- действия в образовательный процесс. Теоретическими основами исследования выступают представления о совре- менной структуре научного знания применительно к безопасности жизнедея- тельности как естественно–научного, так и социально–гуманитарного характера. Методологической основой исследования являются принципы системного и синергетического подходов, метод единства исторического и логического, принципы деятельностного подхода, конструктивной и когнитивной методоло- гии, современные представления о путях формирования профессиональных компетенций в процессе обучения на основе оптимизации сочетания в техноло- гическом образовании кинестетического, вербального и эмоционального начал. Следует особо отметить, что сам процесс обучения при формировании будуще- го профессионала в сфере техносферной безопасности насыщен межпредметно- стью, поскольку сама сфера деятельности будущих выпускников, как студен- тов, так и курсантов лежит на «пересечении» различных видов знания. Соответственно и сам процесс познания и успешного усвоения знаний, и фор- мирование навыков их практического применения (термин «компетенции» здесь, безусловно, применим, но за последние годы он превратился в слово, ко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=