Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 323 НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С. А. Радченко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Российская Федерация) Аннотация. В статье научно обоснованы возможности повысить качество обу- чения школьников и студентов и их конкурентоспособность на рынке труда за счет: 1 – учета интересов обучаемых, их планов на будущее и возможных проблем при тру- доустройстве, на работе и в быту; 2 – новых учебных пособий; 3 – новых способов помогать студентам и выпускникам. Ключевые слова: проблемы обучения по безопасности жизнедеятельности, ме- тоды обучения, инновационные учебные пособия. Проблема повышения качества обучения молодежи в школах и вузах по безопасности жизнедеятельности в настоящее время очень актуальна и для ее решения необходимо учитывать: 1 – интересы обучаемых и их планы на буду- щее; 2 – различные возможные в будущем проблемы молодежи, в том числе при будущем трудоустройстве и работе, а также в быту и т. д.; 3 – возможности информационных технологий и лучший опыт ведущих стран. Например, Институтом прогрессивного образования при опросе учащихся 8–11 классов и обсуждении его итогов с учителями получены следующие важ- ные результаты, опубликованные 3 марта 2021 года в газете «Московский ком- сомолец» № 28489 в статье «Проживем без ОБЖ» [1]: 1 – школьники предложили исключить из школьной программы как не- нужные следующие 7 предметов: безопасность жизнедеятельности (69 %), тех- нологию (57 %), астрономию (38 %), основы религиозной культуры (20 %); краеведение (17 %), музыку (15 %) и рисование (15 %); 2 – 69 % школьников назвали ОБЖ самым бесполезным предметом (уроки проводятся формально и не дают никаких практических навыков); 3 – по мнению опрошенных учителей, выбор ненужных предметов стар- шеклассниками – во многом результат того, что по ним не сдают ЕГЭ; 4 – на самом деле к большинству предметов, которые учащиеся захотели убрать из программы, и сами школы относятся как к маловажным; 5 – из опроса учащихся можно сделать вывод о системных проблемах пре- подавания указанных предметов в российских школах. В этой статье [1] также приводится мнение учителя ОБЖ Николая Топор- кова о том, что значимость этого предмета незаслуженно недооценивается уже многие годы самими школами, поэтому и дети считают его бесполезным: «Проблема в том, что квалифицированных педагогов по ОБЖ в стране практи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=