Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 319 бегания и эмоционально-ориентированный копинг, оценивают влияние службы как травматичное [3]. В стрессовой ситуации важно взаимодействие характеристик личности в комплексе, а именно, взаимосвязь поведенческих стратегий и уровня стрессо- устойчивости. Устойчивость к стрессу – это свойство личности, характеризующе- еся таким сочетанием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотиваци- онных компонентов психической деятельности, которое в стрессовой ситуации помогает человеку управлять своими эмоциями. Стрессоустойчивость необходима для эффективной трудовой деятельности, целенаправленного выполнения про- фессиональных обязанностей и сохранения нормального функционирования [2]. Известно, что высокий уровень стрессоустойчивости коррелирует с проблемно- ориентированным поведением, а низкий уровень стрессоустойчивости – с эмоци- онально-ориентированным поведением в стрессовых ситуациях [1]. Цель исследования: провести сравнительный анализ предпочитаемых ко- пинг-стратегий студентов Сургутского государственного университете (далее – СурГУ) и курсантов Уральского Института ГПС МЧС России (далее – УрИ ГПС МЧС России), обучающихся по профилю подготовки «Пожарная безопасность». Участники исследования: 103 курсанта УрИ ГПС МЧС России и 103 сту- дента СурГУ направления «Пожарная безопасность». Копинг-поведение в стрессе устанавливалось с помощью методики много- мерного измерения копинг-поведения в стрессовых ситуациях (CISS) С. Нормана и др. [4]. Существует 5 шкал копинг-поведения: проблемно-ориентированный ко- пинг, эмоционально-ориентированный копинг, копинг, ориентированный на избе- гание, отвлечение, социальное отвлечение. Результаты анкетирования студентов и курсантов были обработаны с по- мощью Microsoft Excel 2010: рассчитаны средние значения показателей до до- верительного интервала (см. табл. 1). Таблица 1 Степень выраженности (в баллах) по пяти шкалам копинг-поведения в стрессовых ситуациях у курсантов (n = 103) и студентов (n = 103) Копинг-поведение в стрессо- вых ситуациях Средние значения Степень выраженности Курсанты Студенты Курсанты Студенты Проблемно- ориентированный копинг 53,74  2.05 50,18  2,45 Средняя Низкая Эмоционально- ориентированный копинг 22,81  0,97 31,76  2,27 Низкая Низкая Копинг, ориентированный на избегание 47,01  1,73 44,22  1,98 Высокая Средняя Отвлечение 20,22  0,87 20,43  0,86 Средняя Средняя Социальное отвлечение 17,09  0,66 15,18  1,01 Средняя Средняя Примечание: при уровне значимости p < 0,05.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=