Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 319 бегания и эмоционально-ориентированный копинг, оценивают влияние службы как травматичное [3]. В стрессовой ситуации важно взаимодействие характеристик личности в комплексе, а именно, взаимосвязь поведенческих стратегий и уровня стрессо- устойчивости. Устойчивость к стрессу – это свойство личности, характеризующе- еся таким сочетанием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотиваци- онных компонентов психической деятельности, которое в стрессовой ситуации помогает человеку управлять своими эмоциями. Стрессоустойчивость необходима для эффективной трудовой деятельности, целенаправленного выполнения про- фессиональных обязанностей и сохранения нормального функционирования [2]. Известно, что высокий уровень стрессоустойчивости коррелирует с проблемно- ориентированным поведением, а низкий уровень стрессоустойчивости – с эмоци- онально-ориентированным поведением в стрессовых ситуациях [1]. Цель исследования: провести сравнительный анализ предпочитаемых ко- пинг-стратегий студентов Сургутского государственного университете (далее – СурГУ) и курсантов Уральского Института ГПС МЧС России (далее – УрИ ГПС МЧС России), обучающихся по профилю подготовки «Пожарная безопасность». Участники исследования: 103 курсанта УрИ ГПС МЧС России и 103 сту- дента СурГУ направления «Пожарная безопасность». Копинг-поведение в стрессе устанавливалось с помощью методики много- мерного измерения копинг-поведения в стрессовых ситуациях (CISS) С. Нормана и др. [4]. Существует 5 шкал копинг-поведения: проблемно-ориентированный ко- пинг, эмоционально-ориентированный копинг, копинг, ориентированный на избе- гание, отвлечение, социальное отвлечение. Результаты анкетирования студентов и курсантов были обработаны с по- мощью Microsoft Excel 2010: рассчитаны средние значения показателей до до- верительного интервала (см. табл. 1). Таблица 1 Степень выраженности (в баллах) по пяти шкалам копинг-поведения в стрессовых ситуациях у курсантов (n = 103) и студентов (n = 103) Копинг-поведение в стрессо- вых ситуациях Средние значения Степень выраженности Курсанты Студенты Курсанты Студенты Проблемно- ориентированный копинг 53,74 2.05 50,18 2,45 Средняя Низкая Эмоционально- ориентированный копинг 22,81 0,97 31,76 2,27 Низкая Низкая Копинг, ориентированный на избегание 47,01 1,73 44,22 1,98 Высокая Средняя Отвлечение 20,22 0,87 20,43 0,86 Средняя Средняя Социальное отвлечение 17,09 0,66 15,18 1,01 Средняя Средняя Примечание: при уровне значимости p < 0,05.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=