Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XIX Всероссийская научно-практическая конференция 298 лучше воспринимает указатель, сопровождающийся пиктограммой, чем под- пись под этим указателем. (О причинах и развитии в последнее время подобной относительной неграмотности существуют большое количество педагогических и психологических исследований, но данный вопрос выходит за рамки настоя- щей работы.) Именно поэтому такому студенту/курсанту необходимо практи- чески показать, что сочетая чтение вслух своих лекционных записей с просмот- ром полученных им в ходе лабораторного эксперимента практических результатов позволяет ему и лучше понять материал, и получить более высо- кую оценку в ходе текущего контроля: защита лабораторных работ и выполне- ние практических работ [1], включенных в программу ряда курсов, читаемых кафедрой химии и материаловедения АГЗ МЧС Совершенствование лабораторного практикума необходимо, чтобы сту- денты сами проявляли инициативу. Например, съемка на мобильный телефон непосредственно с экрана монитора, поваляет обучающимся практически мгно- венно получать пусть и не обработанные для снимки, но тем не менее каждый располагает своими изображениями. (При совершенствовании программного обеспечения возможна и одновременная передача изображения, транслируемо- го видеокамерой. При этом подходе достигается оптимальное соотношение индивидуально- го и коллективного начал при проведении лабораторных работ, превращаю- щихся в своеобразную «начальную школу» по обучению элементам научно- исследовательской деятельности. Рассмотрим далее вопрос о сочетании индивидуальной и коллективной ра- боты при проведении лабораторного практикума [2]. Естественно, что при изу- чении химии демонстрационные опыты необходимы. Конечно, с развитием цифровых технологий акцент все более и более смещается в сторону виртуаль- ной реальности [3]. и многие опыты показываются лишь на экране (экран ли это монитора или цифрового проектора, совмещенного с персональным компь- ютером, не является существенным) Говоря о втором направлении совершенствования лабораторного практи- кума при преподавании химии, необходимо отметить, что совершенствование использования ИКТ в учебном процессе предъявляет повышенные требования не столько к квалификации преподавателя, сколько к его умению творчески ис- пользовать ИКТ в любом виде занятий. Особенно ясно это выявилось в период пандемии, когда преподаватели ка- федры транслировали проведение лабораторного эксперимента. Конечно, в этом случае не приходится говорить о каком-либо качественном образовании. Никакой, даже очень качественных суррогат лабораторного эксперимента, а такие симуляторы для большинства тем по химии уже существует [4,5], не могут заме- нить сам учебно-лабораторный эксперимент. Несколько упрощая вопрос, авторы полагают, что сохранение в виртуальной реальности возможности не разбить про- бирку или колбу в лабораторном опыте гораздо негативнее, чем лишиться части лабораторной посуды в ходе проведения реальной лабораторной работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=