Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 297 методического обеспечение, как в классической форме, так и с использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). Рассмотрим далее оба эти направления с интенцией по отношению к ИКТ. Для таких дисциплин как «Материаловедение. Технология конструкци- онных материалов», «Физико-химические основы развития и тушения пожа- ров», «Радиационная химия» основное внимание уделяется не столько расчету тех или иных характеристик, хотя и это имеет место, сколько моделированию с помощью ИКТ того и или иного процесса и его последующей визуализаци- ей. Такой подход дает хорошие результаты только в тех случаях, когда содер- жание лабораторного практикума соответствует тем явлениям и эффектам, ко- торые в дальнейшем визуализируются на экране монитора. В противном случае мы получаем лишь ожившую картинку из учебника, которая не вос- принимается обучающимся как нечто связанное с теми опытами, которые он проделывает в химической лаборатории и, тем более, с теми процессами, ко- торые происходят в реальности. Примером применения предлагаемого подхода служит усовершенствова- ние методики проведения лабораторной работы по теме «Окислительно- восстановительные реакции» и совершенствование учебно-демонстрационного эксперимента на лекциях при изучении материала, связанного с химией метал- лов, соединений кремния и полимеров. Во всех случаях, как учебные опыты, проводимые студентами в лаборатории кафедры, так и учебно-демонст- рационные эксперименты проходят таким образом, чтобы они были записаны на видеокарту персонального компьютера, находящегося в лаборатории. Это дает возможность создания видеоряда, который студенты могут изучить при подготовке и к защите лабораторной работы, и неоднократно повторить при подготовке к зачету (экзамену). Неоднократность повторения стандартных операций по обработке полученных позволяет обучающимся овладеть умени- ями, связанными обработкой видеоинформации на компьютере и одновремен- но приобрести навыки самостоятельной исследовательской работы, поскольку результат каждого эксперимента, например, каждая получаемая структура поверхности металла при травлении, обладает своими неповторимыми ха- рактеристиками взаиморасположения и размеров отдельных фрагментов. (естественно, что существует множество подобных, но не полностью иден- тичных структур). Помимо прочего, такой подход исключат или во всяком случае снижает возможность заимствования результатов лабораторного экс- перимента обучающимися друг у друга, что ценно и в методическом и в вос- питательном плане. При проработке лекционного материала основная методическая трудность при этом заключается в том, что курсант/студент, который обучается на первом курсе не обучен самостоятельному анализу и усвоению учебного материала. Он, как правило, плохо читает и воспринимает письменный текст (по сравне- нию с теми, кто проходил обучение в прошлые десятилетия) и тем более плохо его осмысливает. Такой обучающийся в значительной степени значительно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=