Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 291 на берегу трупы обитателей океана [6]; близость полигона с захоронением ядов и пестицидов (веществ, не раство- римых в воде, с плотностью, большей плотности воды), возможность попадания гептила в прибрежные воды (вещества с плотностью, меньшей, чем у воды), но при этом отсутствие высоких концентраций этих веществ в прибрежных водах [6]. Задание: используя эти и другие данные СМИ предложить модель, объяс- няющую все перечисленные позиции. Это задание пока не имеет окончательного официального решения. Анали- зируя предлагаемые позиции и другую информацию, обучающиеся должны за- даться вопросом, почему погибли животные, живущие на разных глубинах. Токсиканты, которые легче воды, не могут попасть на дно и убить животных, обитающих на дне. Более тяжелые токсиканты оседают на дно. В СМИ была информация, что шторм изменил цвет воды, и экологическая ситуация после шторма ухудшилась. Шторм объясняет перераспределение токсикантов по вер- тикали. Но есть и другие факторы. Например, водоросли могут не только выде- лять токсические вещества, но и увеличивать рН воды [7]. Информацию об этом обучающиеся могли найти сами. Данных о рН прибрежных вод найти не удалось. Увеличение рН может объяснить переход легких и тяжелых токсикан- тов в объем за счет образования эмульсий. Вот почему важно предлагать этот кейс после изучения свойств поверхностно-активных веществ. Анализ подобных кейсов способствует пониманию обучающимся необхо- димости изучения химии. Широкое внедрение кейс-стади в процесс обучения фундаментальным естественно научным дисциплинам необходимо для осозна- ния обучающимися (и не только) практической значимости этих дисциплин. Литература 1. Кадржанова, Г. Б. Опыт проведения преподавания методов CBL (Cased- Based Learning) на практическом занятии / Г. Б. Кадржанова, А. Р. Смагулова, А. Ш. Избасарова // Вестн. Казах. нац. мед. ун-та. – 2018. – № 3. – С. 427–429. 2. Заворотная, С. В. «Кейсомания» как результат интеллектуальной дея- тельности: Внедрение и перспективы развития в АГЗ МЧС России / С. В. Заво- ротная // ГосРег: Гос. регулирование общественных отношений. –2015. – № 1 (11). – С. 39. 3. Мельков, С. А. Переход к кейсовому обучению как проблема / С. А. Мель- ков, А. Ф. Эркин // Науч. образовательные проблемы гражданской защиты. – 2013. – № 3. – С. 31–36. 4. Стала известна причина экокатастрофы на берегах Камчатки [Электрон- ный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20201021/kamchatka-1580674426.html (дата об- ращения: 2.02.2021). 5. Железный аргумент: О чем говорят результаты взятых на Камчатке проб [Электронный ресурс]. – URL: https://iz.ru/1071256/ekaterina-iasakova/zheleznyi- argument-o-chem-govoriat-rezultaty-vziatykh-na-kamchatke-prob (дата обращения: 3.02.2021).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=