Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XIX Всероссийская научно-практическая конференция 290 определенную проблему, то для того, чтобы определить, к какой именно обла- сти знаний эта проблема относится. И не нужно забывать, что обучающиеся сего- дня по гуманитарным направлениям завтра могут стать государственными деяте- лями и им придется заниматься экономическим развитием страны, которое невозможно без солидного потенциала в естественнонаучных областях знаний. Воссоздать или развить заново интерес к естественнонаучным дисципли- нам и далее восстановить их преподавание в полном объеме – очень трудная задача. Пока часы на химию нещадно вырезаются из учебных планов очень многих технических, и даже естественнонаучных, направлений. Помочь отве- тить на вопрос, зачем изучать химию, должны перспективные интерактивные методы обучения, включающие прикладные аспекты фундаментальных есте- ственнонаучных дисциплин, освещающие практическую составляющую про- фессионального образования. Пример таких методов – кейсовый метод, кейс- стади (англ. case study – изучение кейсов). Кейс-стади – ситуационный анализ, метод анализа конкретных ситуаций. Согласно этому методу, обучающиеся ис- следуют конкретную жизненную ситуацию, осмысливают суть проблемы, предлагают и обсуждают варианты решений, а затем выбирают лучшее. Про- блема может не иметь однозначного решения [1, 2]. Кейс-стади помогает моти- вировать обучающихся на овладение навыками самостоятельного поиска и принятия решений [3], а преподавателей – на постоянное расширение своего кругозора, повышение уровня методологической подготовки, поиски проблем- ных ситуаций за страницами учебников [1, 3]. Наблюдая за работой учащихся по методу кейс-стади, преподаватель сразу видит, чему не доучили обучаю- щихся он сам и его коллеги. При дистанционном обучении существует опасность, что дисциплинам, практическая значимость которых неочевидна, обучающиеся вообще не будут уделять должного внимания. В условиях ди- станционного обучения у обучающихся и преподавателей больше времени для работы с информационными и мультимедийными технологиями, которые необ- ходимы при проведении занятий по методу кейс-стади и по другим интерак- тивным методам [1, 2]. В качестве примера актуального кейса рассмотрим экологическую ситуа- цию, сложившуюся на Камчатке осенью 2020 года. Такой кейс лучше разбирать с обучающимися, изучившими темы: «Получение мыла», «Поверхностно- активные вещества». Ниже перечислены основные составляющие этой ситуа- ции, часто упоминавшиеся в СМИ: аномально высокая температура океана на рассматриваемой территории – причина, распространения водорослей, выделяющих токсичные вещества и ти- пичных для более южных широт [4]; превышение концентраций по фосфатам, железу, фенолу, нефтепродук- там в прибрежных водах [5]; известно, что даже при более высоких концентрациях фенолов рыба мас- сово не погибала [5]; ожоги глаз, першение в горле, рвота, высокая температура у серферов [6];
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=