Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XIX Всероссийская научно-практическая конференция 196 работники с высшим обриванием продолжают получать премию за образова- ние, почем величина этой премии снижается. Анализ изменений уровня оплаты труда позволил установить снижение и даже исчезновение премии за образование различных категорий работников. В частности, с 2019 года премия за образование квалифицированных рабочих про- мышленности, строительства, транспорта была полностью утрачена. Премия за повышение уровня образования была утрачена даже специалистами, за исключе- ние специалистов среднего уровня, которые, как и служащие, занятые подготов- кой документов и учетом, сохранили премию за получение высшего образования. Обобщая результаты анализа явления сокращения и утраты премии за полу- чение образования занятыми в экономике работниками с различными уровнями образования можно сделать заключение о неуклонном снижении эффективности человеческого капитала, формируемого в системе образования, о беспрецедент- ном снижении качества образования. Качество товаров и услуг, как известно, определяется двумя основными фак- торами – эффективностью управления и обеспеченностью ресурсами. Степень обеспечения ресурсами системы образования можно оценить по уровню финанси- рования. По данным Всемирного банка финансирование образования из всех ис- точников в Российской Федерации составляет 3,7 % ВВП, что ставит страну на 120 место в рейтинге стран мира по расходам на образование [11]. Это в условиях перехода к формированию постиндустриальной экономики свидетельствует о не- достаточном обеспечении ресурсами системы образования. Однако с учетом того, что в большинстве развитых стран финансирование образования на превышает 5 % ВВП, нельзя считать ограниченное финансирование образования в России главным фактором падения его качества. Главным фактором обеспечения каче- ства, как известно, является эффективность управления, которое в системе обра- зования основывается на устаревших подходах и принципах, которые характери- зуются как административно-контрольный стиль управления [12–14]. Управление при переходе к постиндустриальной экономической системе во всех сферах претерпело существенные изменения. Проблеме этого перехода посещено большое количество опубликованных работ, в которых отмечается, что крупнейшие международные копании, правительственные органы во мно- гих развитых страх начиная с 80-х годов XX века были вынуждены отказаться от административно-контрольного стиля управления [12–14]. Современный стиль управления должен основываться на новых первичных принципах. Например, работа всегда должна быть ориентирована на потреби- теля; улучшать ее должен тот, кто ее выполняет. Необходимо полностью отка- заться от административно-командного стиля управления, основу которого со- ставляют приказы, обязательные нормы, стандарты, контроль и отчетность. Иерархические системы управления, примером которых является система управления образованием в стране, система постановки конкретных количе- ственных целей руководством, которое оторвано от процесса создания ценно- сти для потребителя, лишь дезорганизуют работу учреждений образования
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=