Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 2. Актуальные проблемы экономики и экономического образования 195 Для оценки гипотезы была исследована доходность человеческого капита- ла, формируемого в системе образования. Для этого использованы данные Рос- стата о величине оплаты труда работников различных профессиональных групп с различными уровнями образования, получаемых в результате выборочных обследований предприятий и организаций страны, проводимых каждые два го- да (См.: Сведения о заработной плате работников организаций по категориям персонала и профессиональным группам работников. Статистический бюлле- тень. Росстат. 2010, 2012, 2014, 2016, 2018, 2020). Для оценки человеческого капитала был введен показатель уровня оплаты труда, определяемый как отно- шение величины оплаты труда группы работников с определенным уровнем образования к величине оплаты труда группы с наиболее низким уровнем обра- зования, работников, которые не имеют основного общего (8–9 лет) образова- ния. В таблице приведены результаты расчета указного показателя уровня оплаты труда занятого населения России за 2009–2019 годы. Полеченные ре- зультаты показывают, что в 2009–2013 годах повышение уровня образования обеспечивало повышение уровня оплаты труда, что позволяет сделать заключе- ния о эффективности формирования человеческого капитала в системе образо- вания. Однако уже в этот период премия за обучение в системе образования неуклонно снижалась. В 2015 году премия за получения основного общего об- разования занятым населением страны была полностью утрачена. В 2017–2019 года занятым населением в современной России полностью утрачена премия за получения основного общего, среднего (полного) общего и среднего професси- онального образования. Таблица Динамика уровня оплаты труда в России Год Уровень оплаты труда работников, имеющих образование, % высшее среднее професс. среднее (пол- ное) общее основное общее не имеют основного общего 2009 225,76 139,74 136,94 114,36 100 2011 205,80 129,95 127,45 109,80 100 2013 192,61 120,25 115,29 108,93 100 2015 182,09 113,08 108,94 99,62 100 2017 165,98 99,55 96,98 90,41 100 2019 157,70 100,91 97,82 95,13 100 Это парадоксальные результаты, поскольку эмпирические исследования влияния уровня образования на оплату труда, начало которым было в начала XX века Струмилиным в России и Лотте в Великобритании, никогда ранее не демонстрировали подобных результатов. В современной России только занятые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=