Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XIX Всероссийская научно-практическая конференция 194 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Л. Е. Басовский, М. В. Судаков Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Российская Федерация) Аннотация. В результате исследования уровня оплаты труда установлено, что занятым населением России полностью утрачена премия за получение основного об- щего, среднего (полного) общего и среднего профессионального образования и зна- чительно снизилась премия за получение высшего образования. Это свидетельствует о катастрофическом падении качества образования. Причинами падения качества об- разования является административно-контрольный стиль управления, основанный на обязательных нормах – приказах, стандартах, контроле и отчетности, и недостаточное финансирование. Ключевые слова: премия за образование, качество, финансирование, админи- стративно-контрольный стиль управления. В развитых странах человеческий капитал является основной составляю- щей национального богатства. В России по оценке Всемирного банка человече- ский капитал составляет наибольшую часть – 46 % национального богатства, причем в период 2000–2009 годов человеческий капитал в стране наращивался быстрыми темпами, но в последнее десятилетние темпы его роста значительно снизились [1]. Главным источником формирования человеческого капитала яв- ляется образование, которое обеспечивает получение премии за образование в форме повышенной оплаты труда работников, получивших образование [2, 3, 4, 5, 6, 7]. В условиях перехода к постиндустриальной экономике накопление человеческого капитала становится важным фактором, определяющим возмож- ность экономического развития и роста [8]. Система образования в большинстве стран мира является, институтом, де- ятельность которого регламентируется законами и другими государственными нормативными актами. Нормы, представляющие собой законы, правила, опре- деляющие человеческое поведение, оказывают существенное, зачастую, опре- деляющее влияние на все общественные процессы [9]. Исследования послед- ствий законодательного процесса показывает, что нормотворческая деятельность сформировала в современной России институциональную среду, способствующую росту неравенства распределения доходов, тормозящую эко- номический рост за счет создания механизма приоритетного присвоения дохо- дов группой населения с наивысшими доходами [10]. Изложенное позволило выдвинуть гипотезу о том, что институциональная среда в ухудшает условия формирований человеческого капитала в системе образования страны.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=