Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 181 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИИ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫХ КЕЙСОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ А. С. Шустров Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (Новгород, Российская Федерация) Аннотация. В статье приводятся основные характеристики метода кейсов и ме- тодологии дизайн-мышления как современных способов организации учебных занятий в ДТ «Кванториум». Аргументируется целесообразность применения образовательных комиксов как условия реализации принципа наглядности при разработке кейсов. В ка- честве примера визуализации проблемной ситуации рассматривается кейс «Случай в поезде», разработанный А. С. Шустровым и художником А. В. Сазановой. Ключевые слова: дополнительное технологическое образование, метод кейсов, методология дизайн-мышления, принцип наглядности, образовательные комиксы, про- ектная деятельность в ДТ «Кванториум». Начиная с 2016 года главным инкубатором новой инженерной и проектной мысли в России становится детский технопарк «Кванториум», призванный в фор- мате инженерно-конструкторской и научно-исследовательской деятельности раз- вивать у подрастающего поколения 4К-компетенции (коммуникацию, креатив- ность, командное решение проектных задач, критическое мышление). Необходимость в подготовке прогрессивной молодежи в детских технопарках обусловлена, прежде всего, потребностью государства в развитии конкурентоспо- собности как на уровне страны, так и на уровне международной конкуренции. Для успешной реализации качественного дополнительного технологиче- ского образования в детском технопарке «Кванториум» требуется современное методико-дидактическое обеспечение. Одним из популярных методов, доста- точно часто использующихся в современном дополнительном образовании, яв- ляется учебный кейс. А. М. Долгоруков интерпретирует учебный кейс как «ме- тод активного-проблемно-ситуационного анализа», основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций [2]. Анализ существующих дидактических разработок дает основание полагать, что кейсы по-прежнему недостаточно визуализированы, что вызывает затруднения у чи- тателей в выявлении смысловой основы их содержания. Основоположники научной педагогики Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др. популяризиро- вали принцип наглядности как один из фундаментальных принципов обучения. По мнению ученых, учебный текст, дополненный иллюстрациями, формирует у обуча- ющихся интерес к его содержанию, благодаря чему происходит глубокое осмысле- ние и понимание прочитанного [3]. Современным способом реализации принципа

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=