Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 175 всячески способствуют сокращению технологического образования во всех его аспектах. У техофобии как у социально-психологического явления множество сторон и они не могут быть описаны в одной небольшой статье. Изначальные позиции тех, кто в принципе отрицает значение техники в обеспечении положи- тельной динамики развития социума достаточно разнообразны, очень часто та- кие люди выступают за развитие науки, включая естественнонаучное знание. (Подробно этот вопрос разобран в книге автора «Техника в литературе разных стран и эпох».) Особенности восприятия техники и технического знания, начи- ная с момента выделения техники в самостоятельную область научного знания прекрасно разобраны в классической работе Фридриха Дессауэра [1, С. 105– 108.], а современное положение вопроса освещается в работе А. Ю. Нестерова [2, С. 113–118]. Необходимо понимать, что базовая позиция любого технофоба, в том числе и занимающего ту или иную административную должность базируется на при- нижении роли техники, отрывании ее от науки и низведении на уровень ремесла. То есть, ратуя за развитие высоких технологий (робототехника, нанотехнологии, биоинженерия и др. [3, с. 32–41; 4, с. 317–326; 5, с.11–20]), авторы статей об «ис- чезающих» профессиях (каменщик, слесарь, мастер кузнечно-прессового обору- дования и многих других) полагают, что эти профессии станут невостребован- ными уже в ближайшие несколько лет. В ряде случаев оценки не столь критичны и говориться, что традиционные профессии настолько качественно обновятся, что исключат всякий физический труд. Раз так, то и практические умения, и навыки (прикладные компетенции) становятся не нужны. Соответственно, и педагогов, которые могли бы этим прикладным знаниям и умениям научить обществу не нужны. Трудно сказать, чего больше в подобных «логических це- почках» лицемерия или элементарного невежества. Не все, кто стоит на позиции технофоба таковыми в действительности являются. Да и люди, заявляющие о своих технократических позициях, так же далеко не всегда являются сторон- никами научно-технического прогресса. Очень часто стремление «быть в тренде» и одновременно оказаться причастным к освоению средств на внедре- ние новых, а очень часто «новых» образовательных концепций. Необходимо помнить, что никакие высокие технологии не могут полностью заменить все остальные. Если высокая технология стала массовой, то она пре- вращается в современную технологию, а по истечении определенного периода неизбежно станет технологией традиционной, а возможно даже попадет в разряд архаичных. Ведь когда-то стальной плуг (его изготовление и применение) был в средневековом обществе воплощением высоких технологий того времени. Последний год показал, что в условиях пандемии профессия курьера, кото- рая еще недавно так же объявлялась исчезающей оказалась сверхвостребован- ной. Соединением современных технологий и архаики является курьер, развозя- щий по улицам Москвы и других больших городов заказы на электровелосипеде. Необходимо понимать, что без обучения прикладных технологиям, невоз- можно обучение технологиям современным и тем боле высоким технологиям.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=