Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XIX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 174 УНИЧТОЖЕНИЕ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ – ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА МЕЖДУ ТЕХНОФОБАМИ И ТЕХНОКРАТАМИ Н. М. Твердынин Академия гражданской защиты МЧС России (Химки, Российская Федерация) Аннотация . В статье анализируется комплекс причин, приводящих к ослаблению позиций технологического образования в российской школе и возникающего при этом снижения интереса к такой профессии, как учитель технологии. Показано, что данное положение связано с неоднозначностью оценки технологии в современном обществе и усилением технофобии. Ключевые слова: технология, технологическое образование, социология образо- вания, образовательная политика, технофобия, технократизм. То, что учитель технологии никогда не был в общественном восприятии тем членом школьной педагогической команды, который занимает лидирующие по- зиции общеизвестно. В советское время, не говоря уже о постсоветском, трудно отыскать кинофильм на школьную тематику, в котором «трудовик» (наряду с физкультурником) не были бы комичны и даже откровенно глупы. Если пре- стиж педагогических профессий падает в целом, то престиж профессии учителя технологии стал близок к нулевому, хотя формально социальный заказ на дан- ную профессию никуда ни делся. Автор этой статьи уже много лет задает себе вопросы о причинах такого положения, когда профессия, которая могла бы быть одной из самых почетных таковой не просто не является. В ходе проведенной работы по анализу причин падения интереса к такой педагогической профессии как учитель технологии, пришло понимание, что закрытие соответствующих вы- пускающих кафедр и факультетов в последнее десятилетие (например, в Мос- ковском городском педагогическом университете 2017 году) стало не просто ря- довым событием в череде бесконечных реорганизаций образовательных учреждений. Естественно, что чиновники разного ранга и Минобрнауки и других ведомств проводят подобные реорганизации (создание – ликвидация, укрупне- ние – слияние) с целью, как это всегда обещается, «улучшения эффективности российского образования», «внедрения современных образовательных техноло- гий» и других столь же безусловно полезных вещей. Но было бы наивно обвинять во всем тех, кто организует работу образова- тельного пространства. Просто помимо социального заказа на обучение началь- ным компетенциям в сфере технологии существует социальная позиция доста- точно большого и социально значимого сегмента общества, представители которого вообще отрицательно относятся к технологическому образованию. Они

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=