Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 163 Творчество понимается как искусство в широком смысле, гении – как носители творческого начала, а акт творчества – как «субъективный процесс в душе ху- дожника». И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Создавая изображение, ребе- нок осмысливает качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации [1]. По словам Л. С. Выготского, «…творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [2]. Согласно концепции творчества А. Я. Пономарева. Творчество – необходи- мое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникно- вением которых, меняются и сами формы творчества. Творчество человека – лишь одна из таких форм [3]. Я. А. Пономарев разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Центральное звено психологиче- ского интеллекта схематически изображается в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить, как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления живот- ных). Сверху – логическое (за ним простирается сфера строго логического мыш- ления компьютеров). Представляет интерес исследование В. Н. Пушкина, который делит творче- скую мыслительную деятельность на два вида – аналитическую и эвристиче- скую: первый связан с наличием алгоритмов решения, с четкой последователь- ностью умственных действий. Он требует много времени, так как человек осознает все этапы мыслительной работы, второй – имеет в основе интуитивное мышление, способность к моделированию, творческому воображению, актуали- зированному умозаключением и здравым смыслом [4]. В. П. Ушачев отмечает, что «под творческой деятельностью подразумева- ется целенаправленный умственный труд по осмыслению разрозненных фактов, поиску недостающей информации с помощью специальных приемов и средств творческого процесса и последующего представления изучаемого неизвестного события, явления, предмета как мысленной модели» [5]. Концепция В. Н. Мясищева, соответствует практическим выводам корифеев мировой педагогики о доминирующей роли воспитания в процессе становления личности и психологически развивая их, составляет теоретическую основу вос- питания как высоконравственного социогенеза, успех которого зависит от пра- вильной его организации в семье и в трехсторонней системе: учитель – коллек- тив – отдельный ученик [6]. Т. И. Шамова рассматривая «учение как самоуправляемый процесс отража- тельно-преобразующей деятельности школьников», выделила следующие ком-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=