Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 15 создания воспитательных систем образовательных учреждений. Согласно опре- делению Л. И. Новиковой воспитательная система может быть представлена в виде составляющих, которые полностью взаимосвязаны и обладают каче- ствами постоянного развития. Данными составляющими Л. И. Новикова считает сами цели, которые послужили основой создания системы; совместная деятель- ность педагогических коллективов, которые реализуют поставленные перед вос- питательной системой цели и задачи; непосредственно людей, которые являются субъектами деятельности воспитательной системы, а также возникающие в про- цессе совместной деятельности отношения между ними; воспитательную среду и организованное управление воспитательной системой, направленное на обес- печение жизнедеятельности системы и ее постоянного развития [2]. Необходимость системного подхода в воспитании впервые была отмечена известным педагогом А. С. Макаренко, который утверждал, что «…человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, ко- торым он подвергается» и «…там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного под- хода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса» [2]. Также в создании теории воспитательных систем основная заслуга принадлежит академику Л. И. Новиковой и ее коллегам В. А. Караковскому, Н. Л. Селивано- вой, которые признаны научным сообществом лидерами в области применения системного подхода к воспитанию [2, 6]. В качестве сущности воспитательной системы необходимо рассматривать взаимосвязь ее основных черт, внутренней структуры, взаимодействия с окружа- ющей средой и основных этапов развития. К основным характеризующим воспи- тательную систему чертам можно отнести ее социальность, которая образуется людьми и мотивами их действий, их потребностями, ценностями, выступающими направляющими тех или иных их действий, и ее педагогическую направленность, которая формируется необходимостью решения педагогических задач. В свою очередь к педагогическим задачам воспитательных систем можно отнести формирование новых качеств той или иной личности, которая выступает объектом воспитательного воздействия внутри той или иной воспитательной си- стемы. Данными качествами выступают как знания об окружающем мире, уме- ния и навыки человеческой деятельности, ценностные установки и отношения, так и способности к саморазвитию и самообразованию. К педагогическим зада- чам воспитательных систем также относится создание воспитательной среды. В процессе достижения педагогических задач должны использоваться различные технологии и методы, а также приемы и средства обучения и воспитания, как традиционные и общепринятые, так и инновационные в их логической взаимо- связи. Именно сочетание различных технологий и методов, приемов и средств педагогической деятельности, а также актуальность и научная обоснованность поставленных перед воспитательной системой целей и задач обеспечивает эф- фективность и успешность ее функционирования [6]. Обеспечение эффективности достижения целей и задач воспитательных си- стем зависит не только от слаженных действий коллектива в качестве команды

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=