Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 99 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ З. А. Литова Курский государственный университет (Курск, Россия) Аннотация. В статье приведены пути развития технического творчества школь- ников, как на уроках технологии, так и во внеклассной деятельности по предмету. Ключевые слова: обучение техническому творчеству, конструкторско- технологическая деятельность, внеклассная работа по технологии, кружковая рабо- та в системе дополнительного образования. Характер технического творчества школьников представляет собой вид деятельности, состоящий в выполнении изделий, моделей, макетов в форме материального воплощения какой-либо технической задачи, которая может включать в себя элементы как субъективной, так и объективной новизны. Возможность такой деятельности базируется на основе использования знаний, приобретаемых в процессе учебы на уроках технологии и в кружках технического творчества. Различные аспекты проблемы технического творчества рассмотрены из- вестными психологами: Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, Е. Н. Кабановой-Меллер, Т. В. Кудрявцевым, А. Н. Леонтье- вым, С. Л. Рубинштейном, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Элькониным и др. Все они подтверждают, что способность к творчеству, в том числе и техническому, можно сформировать и развить. Для этого необходимо продумать и осущест- вить систему обучения техническому творчеству школьников, как на уроках технологии, так и во внеклассной и кружковой работе по предмету. Определён- ную роль здесь играют и учителя физики, которые также формируют техниче- ское мышление на занятиях. Исследованию различных сторон процесса развития технической самодея- тельности посвящены работы П. Н. Андрианова, И. Ф. Карпенко, И. Г. Китаева, В. В. Колотилова, Д. М. Комского, В. Д. Путилина, Ю. С. Столярова. Техническое творчество способствует развитию технических способно- стей. Главными компонентами технических способностей являются: склон- ность к технике и техническому творчеству, техническое мышление, простран- ственное воображение, техническая наблюдательность, ярко выраженная зрительная и моторная память, точность глазомера, ручная умелость (ловкость). Учителя технологии и родители могут определить наличие технических способностей у ребёнка, если у него есть интерес к технике, склонность к тех-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=