Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 89 регионов РФ, а ранее СССР, то в настоящее время аналогичная деятельность весьма непрозрачна и часто вызывает сомнение в своей легитимности. С сожалением приходится вспоминать, что еще немногим более четверти века назад всероссийские совещания руководителей профильных факультетов и кафедр под эгидой федерального министерства, обеспечивавшие двусторон- нюю, и следует отметить, часто нелицеприятную связь в системе руководства отечественным высшим педагогическим образованием, были практической обыденностью. Необходимость корпоративного оформления методологических основ раз- работки и реализации университетских образовательных программ очевидна любому непредвзятому эксперту, имеющему опыт в области технологического образования. Подробное рассмотрение существа вопроса требует совершенно иного формата, поэтому в данном выступлении ограничимся единичным, но на наш взгляд, весьма показательным примером. Методологическая слабость действующих федеральных стандартов, регу- лирующих подготовку педагогов-практиков, уже давно стала практической очевидностью. Достаточно напомнить о прямой отсылке разработчиков университетских образовательных программ к потребностям и реалиям сегодняшней образова- тельной среды. При этом авторы стандарта как будто бы забывают об извест- ном принципе «двойного опережения», несомненно, определяющем фундамен- тальные основы создания и функционирования системы отечественного непрерывного образования. А ведь о приверженности к принципам последнего сегодня в России не говорит только ленивый. И это несмотря на практическую очевидность необходимости построения образовательных программ подготовки педагогов для школьного технологического образования с учетом прогнози- руемых потребностей науки, производства и образования даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. Не желая прибегать к самоцитированию, рекомендуем ознакомиться с су- ществом вопроса, например, в работах, приведенных в нижеследующем списке литературы [1, 2]. Следует отметить, что данный вопрос далеко не нов для оте- чественного высшего образования, и подробно обсуждался более 30 лет назад именно в рассматриваемом контексте [см., например, 3]. Добавим, что отмеченная проблема усугубляется прогрессивным, на пер- вый взгляд, увеличением доли практической подготовки будущего педагога, в действительности приводящем к существенному снижению его фундамен- тальной подготовки. Последняя, как автор не устает уже более четверти века отмечать, уже в достаточной степени ослаблена в результате перехода к уров- невой подготовке выпускников университетов. Поиск путей решения означенных проблем требует согласованной дея- тельности экспертного сообщества в области подготовки педагогических кад- ров для отечественного технологического образования и требует институцио- нального оформления, например, в виде соответствующей федеральной ассоциации. Опыт участия подобной региональной ассоциации Московской об-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=