Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 57 ния через их трансформацию в информативный поток идей. Однако формиро- вание такого вектора в учебном процессе становится возможным только при наличии прочного фундамента, имеющего в арсенале фундаментальные базо- вые компетенции. Кроме того, использование «сквозного проектирования» в учебном про- цессе значительно меняет схемы подготовки, так как требуется тщательная предварительная работа не только отдельного преподавателя, но и кафедр, а также установление взаимодействия между факультетами и привлечение спе- циалистов из отрасли. Особенно ответственен этап выбора тематики, что требу- ет продуманного подхода к темам, декларируемым как «проект», и вызывает необходимость создания специального Банка проектов в рамках отрасли, ре- гиона, запросов конкретного бизнеса и т. д. Интересный опыт расширения применения «сквозных» технологий пред- ставляет деятельность Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Центра проектной деятельности Московского Политехнического университета. Так, с 14 марта по 24 мая 2019г., запускается очередная программа акселерации для студенческих стартапов. Программа традиционно рассчитана на три месяца и нацелена на воплощение бизнес-идей при поддержке опытных наставников. На участие в 17 наборе акселератора было подано 775 заявок и, если в преды- дущем наборе значительная часть команд была из Москвы, то в текущем – пре- обладают команды из регионов (Томск, Краснодар, Хабаровск, Самара, Крас- ноярск, Ярославль и др.). В 13 компаний из нового набора ФРИИ суммарно инвестирует 31,1 млн. руб. Программа направлена на улучшение качественных и количественных характеристик бизнеса, а также на появление профессио- нальных компетенций, необходимых для его активного развития. Она завер- шится финальным выпускным мероприятием DemoDay, в котором планируется участие более 200 инвесторов и стратегических партнеров. Необходимо подчеркнуть, что активное использование проектной деятель- ности обостряет проблему экономического обоснования проектов, требуя уси- лить экономическую составляющую образовательного процесса. Однако в на- стоящее время приходится констатировать, что расширение круга предметов, изучаемых в технических высших учебных заведениях, нередко осуществляет- ся за счет экономических дисциплин. Сокращение этих дисциплин в академи- ческих часах и перевод их в категорию дисциплин по выбору или факультати- вов, отрицательно сказываются на формировании компетенций обучающихся. Эта тенденция не может не вызывать беспокойства, поскольку недостаточное внимание к предметам экономического цикла не позволяет сформировать у бу- дущих специалистов базовых знаний, обеспечивающих изучение экономиче- ских аспектов функционирования технологических процессов, предприятий, отрасли. В конечном счете, упускаются важные возможности формирования предпринимательского мышления в студенческой среде, от которого в немалой степени зависит дальнейшее развитие российской экономики. Устранение перекоса в технолого-экономической подготовке, повышение статуса экономических дисциплин требует новых подходов в рамках реализа-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=