Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 53 ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) И. В. Заикин Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 51 г. Тулы» (Тула, Россия) Аннотация. На основе анализа опыта работы учителем технологии, представ- лены особенности подготовки обучающихся к олимпиадам по технологии, как важ- нейшему фактору развития технической одаренности школьников, их способностей и духовно-нравственного воспитания. Проанализирована необходимость корректной деятельности учителя технологии в данном процессе. Ключевые слова: олимпиада по технологии, творческий проект, технологиче- ское образование, школьники-олимпиадники. Подготовка учащихся - олимпиадников требует индивидуальной работы. Уроков технологии и внеклассных (кружковых) занятий явно недостаточно. Олимпиадные задания требуют от обучающихся углубленных знаний, в том числе за пределами стандартных школьных программ; оригинального мышле- ния, психологической устойчивости. Обобщение более чем десятилетнего опы- та работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии, позволяет автору статьи выделить следующие основные факторы достижения успешных результатов: – развитие и поощрение интереса обучающихся к изучению внепрограмм- ного материала по технологии через творческие задания, проблемные ситуации, конкурсные мероприятия; – индивидуальный подход к каждому потенциальному участнику олимпиа- ды, корректное выстраивание образовательной траектории его развития: обсу- ждение с обучающимся выбора темы его проекта, рекомендации школьнику по анализу литературы для подготовки к олимпиаде, ссылки в сети Интернет; – самостоятельная работа обучающегося. Самостоятельный творческий поиск является эффективной формой подготовки к олимпиаде. Но, при этом, важно не оставлять ученика наедине с проблемой, которую он в силу каких-то обстоятельств не может решить, иначе неизбежна потеря интереса. Помощь учителя в этом случае должна быть максимально корректной и по возможности минимальной по своему объему. Значительную часть в подготовке к олимпиаде занимает выполнение твор- ческого проекта. Это трудоёмкий процесс, в котором важны все составляющие, так как оценка за творческий проект – это сумма результатов по отдельным критериям: обоснование проекта, подбор материалов, разработка технологии, выполнение технических, экономических и экологических расчетов, качество

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=