Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 44 ФОРМИРОВАНИЕ СТАТУСА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С. Э. Завистовский, Т. И. Завистовская Полоцкий государственный университет (Новополоцк, Республика Беларусь) Аннотация. Учебная дисциплина «Технология», относящаяся к так называе- мым «непрофильным» дисциплинам в образовательном процессе большинства уч- реждений образования, незаслуженно забыта и рассматривается по остаточному принципу. Это может привести к негативным последствиям в развитии и совершен- ствовании системы подготовки преподавательских кадров, может сказаться на уров- не технического и технологического развития общества. Ключевые слова: технология, система учебных дисциплин, профессиональная подготовка, технологическое образование. Исходные посылки: учебная дисциплина «Технология» по тем или иным причинам получила статус «неперспективной», в связи с чем к вопросам ее по- становке в современной школе относятся по остаточному принципу, как к дис- циплине второго эшелона. На множество субъективных факторов наслаивается большое число объективных, таких как, высокая энерго- и материалоемкость дисциплины, повышенные требования к организации и формам проведения учебных занятий, жесткие требования к технике безопасности и охране труда в процессе ее реализации. Учебная, дисциплина «Технология» входит в систему учебных дисциплин, обеспечивающих получение среднего образования, как ее составной элемент. Тем не менее, на различных уровнях преподавания реализуются различные концептуальные модели ее развития, что требует реального пересмотра ее ста- туса на всех уровнях преподавания: от дошкольного до высшего [1, 2]. В этой связи, а именно, для осознанного управления процессом развития «Технологии», как и любой учебной дисциплины, необходимо рассматривать ее как развивающуюся системы, выявить ее системообразующие свойства с целью формирования заданий на неформальное управление и развитие. К таким сис- темообразующим свойствам относится ряд категорий, формируемых на основе следующих предпосылок: 1) на изучении каких дисциплин основывается изучение данной дис- циплины; 2) изучение каких дисциплин зависит от эффективности изучения данной дисциплины;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=