Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 379 товка к самостоятельной жизни и профессиональная подготовка). Эффектив- ность социальной адаптации в современном образовании определяется исполь- зованием современных образовательных технологий, формирующих профес- сиональные компетенции обучающихся. Специфика компетентностного подхода в среднем специализированном профессиональном образовании бази- руется на овладении обучающимися определенным набором компетенций в конкретной профессиональной области и сформированностью навыков само- обучения (принятие индивидуальных креативных решений). В условиях инклю- зивного образования профессиональные компетенции важны для того, чтобы обеспечивать полноценную социальную адаптацию в производственном процессе. В словаре В. И. Даля понятие «компетенция» определяется как круг вопро- сов, в которых кто-либо хорошо осведомлен [5]. А. В. Хуторской понимает под компетенцией некое отчужденное, наперед заданное требование к образователь- ной деятельности учащегося [8]. А. Г. Бермус, Н. Ф. Ефремова, И. А. Зимняя и др. рассматривают компетенцию как соответствие уровня подготовки выпуск- ников колледжей профессиональным требованиям. Э. Ф. Зеер и О. Ф. Шахматова определяют компетенцию, указывая на совокупность профессиональных знаний и умений а также на способы выполнения профессиональной деятельности [6]. Таким образом компетенция- способность и возможность человека осуществлять конкретную деятельность при наличии необходимых для этого знаний, о кото- рых можно судить по результатам деятельности обучаемого (продвижение и раз- витие в процессе усвоения определенного социального опыта). Сформированность профессиональных компетенций обеспечивает качест- венное изменение квалифицированного труда в современном мире – действие закона перемены труда, обусловленного совершенствованием производствен- ной технологии, внедрением высокоорганизованного оборудования, средств механизации и автоматизации. Выпускник колледжа должен быть готов к тому, чтобы ориентироваться в сложной системе ресурсных взаимосвязей предпри- ятия, что может быть обеспечено с помощью профессиональных знаний и тех- нологий их применения. Формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса в профессиональных колледжах в соответствии с государственным образовательным стандартом и программой. Основной це- лью инклюзивного образования в специализированных профессиональных учебных учреждениях является получение образования и профессиональной подготовки в соответствии с нуждами и запросами обучающегося. Поэтому специалисты, занятые в инклюзивном образовании, внедряют в образователь- ный процесс инновационные методы обучения, среди которых наиболее эффек- тивными являются интерактивные технологии. Это связано с тем, что основной задачей инклюзивного образования является включение различных групп обу- чающихся в образовательный процесс, что создает для каждого из них равно- значные условия образовательной среды – собственный образовательный мар- шрут, обеспечивающий спокойное и достойное существование в данной среде.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=