Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 376 тодики изложения основных положений химии и привитие навыка простейших расчетов по уравнениям реакций, но скорее обращение преподавателя к психо- логической составляющей субъект-субъектного общения с обучающимся. К большому сожалению приходится констатировать, что у многих и студентов, и курсантов сформировалось по меньшей мере два ложных психологических стереотипа, которые ему необходимо, но сложно преодолеть. Реально это про- исходит только в ходе субъект-субъектного взаимодействия с преподавателем. Этими стереотипами являются, во-первых, восприятие химии в целом, как нау- ки заумной и непонятной, а, во-вторых, непонимание её практического значе- ния для своей последующей профессиональной деятельности. Практика препо- давания с учётом методических подходов, разработанных на кафедре, позволяет в большинстве случаев справится с этой задачей. При изучении материала, содержащего сведения из неорганической химии, физической химии и электрохимии проходит значительно легче для подавляю- щего числа обучающихся. При этом особый интерес вызывают те темы, кото- рые касаются свойств металлов и их коррозионного разрушения. Здесь сраба- тывает, с одной стороны, гораздо большая возможность сопоставить новые сведения с уже имеющейся базой знаний, а, с другой стороны, понимание взаи- мосвязи изучаемых процессов и явлений с дальнейшей профессиональной дея- тельностью. Это подтверждается тем, что абсолютное большинство обучаю- щихся самостоятельно выбирают темы небольших исследовательских работ, связанных с физико-химическими процессами разрушения материалов и конст- рукций под действием техногенной среды, как природной, так и техногенной. Аналогичная картина наблюдается и при изучении материала, который от- носится к органической химии. Ведь изучение органической химии позволяет не только понять те процессы, которые лежат в основе получения и переработ- ки самого разнообразного сырья органического происхождения (нефть природ- ный газ и др.) и производстве из них различных материалов и изделий, но и лучше разобраться в процессах техносферного характера. Данная тематика тоже является весьма востребованной студентами и курсантами при привлече- нии их к основам научно-исследовательской работы. Тематика, касающаяся силикатов, не является значительной по объёму. Тем не менее, на кафедре проводится работа по созданию специализированных методических разработок, позволяющих связать данный учебный материал с проблемами техносферной безопасности. Особенно важной применительно к специфике подготовки будущих со- трудников МЧС является сопряжение изучаемого материала по химии с мате- риалом, который в дальнейшем будет изучаться в курсе материаловедения. Это необходимо не только потому, что химическое знание является базовым для материаловедения [1, с. 93–96], но и потому, что при изучении материаловеде- ния происходит закрепление и развитие тех компетенций, которые были сфор- мированы при изучении химии. Траектория постижения новых знаний и их закрепления приобретает возвратно-поступательный характер и даёт возмож-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=