Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 375 ЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ ХИМИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Л. Р. Шарифуллина Академия гражданской защиты МЧС России (Химки, Россия) Аннотация. Рассмотрены особенности восприятия различных химии при обу- чении по направлению «Техносферная безопасность». В ходе проведённого анализа показана необходимость дальнейшего совершенствования учебного процесса на ос- нове элективных методических разработок. Ключевые слова : изучение химии, методика преподавания, межпредметные связи, высшее образование. Профессиональная подготовка в области безопасности естественным обра- зом включает различные разделы из многих предметных областей. При этом сопряжение процесса обучения с одними из них позволяют формировать про- фессионала с широким кругозором, а изучение других закладывает прочную базисную составляющую, но которой основывается дальнейший процесс обу- чения. Материал, осваиваемый курсантами и студентами Академии граждан- ской защиты МЧС РФ (далее академии) при прохождении достаточно значи- тельного по объёму курса химии, может быть соотнесен и обоими названными направлениями. Знание основных химических принципов и закономерностей позволяют осознанно изучать целый ряд предметов, следующих за химией в учебном плане, как технико-технологических, так и специальных. Как исследователи, так и практические специалисты, работающие в облас- ти техносферной безопасности, сталкиваются с поведением самых различных материалов и конструкций и в естественной, и в искусственной среде. Для над- лежащего понимания этих процессов им необходимо хорошо разбираться в ме- ханизмах химического и физико-химического взаимодействия самых разнооб- разных материалах с теми, веществами, которые эту среду образуют. Анализу роли различных разделов химии, для формирования у обучающихся в академии компетенций, необходимых для последующей профессиональной деятельности, и посвящена данная статья. Общая химия имеет базовое значение всех химических дисциплин. Именно поэтому наибольшие методические трудности связанны не с предметом как с таковым, а с тем как «воскресить» те базовые химические знания, которые обучаемые должны были приобрести в средней школе. К сожалению, далеко не все из них имеют хорошую подготовку по химии и понимание базовых химиче- ских понятий зачастую просто отсутствует. Тем не менее, представляется, что главным в методологическом плане здесь является не подбор оптимальной ме-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=