Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 35 практики; отказ от преддипломной практики как обязательного компонента, с одновременным увеличением минимального объема блока выделяемого на выполнение и защиту ВКР; снятие требований регламентирующих объем дисциплин по выбору; изменения в структуре компетенций – введение 8 уни- версальных компетенций, структурированных по категориям (группам) вместо перечня из 9 общекультурных компетенций выпускника; введение 8 общепро- фессиональных компетенций, структурированных по категориям (группам) вместо перечня из 6 общепрофессиональных компетенций, и ряд других осо- бенностей. Одним из ключевых изменений мы считаем отказ от регламентиро- ванных стандартом профессиональных компетенций и переход к профессио- нальным компетенциям, формируемым на основе профессиональных стандартов и определяемых утвержденной примерной основной образователь- ной программой (ПООП). ПООП – учебно-методическая документация, определяющая рекомендуе- мые объем и содержание образования, планируемые результаты освоения обра- зовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Наряду с примерным учеб- ным планом, примерным календарным учебным графиком, примерными рабо- чими программами учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и иными материалами в новой форме ПООП предполагается наличие таких требований к планируемым результатам освоения образовательной программы как описание индикаторов достижения универсальных и общепрофессиональных компетен- ций, определение обязательных и рекомендуемых профессиональных компе- тенций с соответствующими индикаторами их достижения. При разработке ОПОП вуз должен учитывать соответствующие ПООП, прошедшие экспертизу и включённые в реестр утвержденных ПООП, являю- щийся общедоступной государственной информационной системой [3]. Так согласно ФГОС ВО 3++ при определении профессиональных компе- тенций, вуз обязан включить в программу бакалавриата все обязательные про- фессиональные компетенции из утвержденной ПООП (при наличии); вправе включить в программу бакалавриата одну или несколько рекомендуемых про- фессиональных компетенций; включает определяемые самостоятельно одну или несколько профессиональных компетенций, исходя из направленности (профиля) программы бакалавриата, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии, из перечня указанных в приложении к ФГОС ВО и/или иных профессиональ- ных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускни- ков, из реестра профессиональных стандартов), а также, при необходимости, на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам. В настоящее время утвержденных ПООП нет ни по одному направлению подготовки, однако имеются многочисленные проекты, размещенные в реестре ПООП высшего образования на соответствующих сайтах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, которые, в данный момент, мо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=