Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 322 Пока в школьных проектах и по естественнонаучным и по гуманитарным дисциплинам довольно редко встречается тематика «Техносферная безопас- ность». Из школьных исследовательских проектов по естественнонаучным дис- циплинам наиболее близки к техносферной безопасности проекты по экологии. Безусловно, проблема техносферной безопасности может выходить за рамки ес- тественнонаучных дисциплин, но в этой статье будем рассматривать именно ес- тественнонаучную составляющую техносферной безопасности. Современное экологическое образование – динамично развивающееся направление в педаго- гике [2]. Именно динамика развития позволяет учитывать различные аспекты экологии. К сожалению, однозначного определения термина «техносферная безопасность» на данный момент не существует. При этом современное пред- ставление о техносферной безопасности должно учитывать бытовую, производ- ственную, экологическую безопасность человека как составной части биосферы. Далее приводятся проекты по экологической тематике, которые затрагива- ют проблемы техносферной безопасности, выполненные под руководством ав- тора это статьи. Проект «Влияние антигололёдных реагентов на свойства лив- невых сточных вод» позволяет обучающимся разобраться в составе различных антигололедных реагентов и, соответственно, в их свойствах. Растворяясь в ливневых сточных водах антигололедные реагенты, попадают в почву в по- верхностные водоемы, на обувь, одежду, кожу и шерсть домашних животных, перья птиц. Изменение свойств ливневых сточных вод при растворении в них антигололедных реагентов можно проверить, попробовав, например, прорас- тить в растворах таких реагентов семена кресс-салата, моркови, редиса. Резуль- таты такого проекта еще раз показывают, что из природы выпрыгнуть нельзя, а все продукты производственной деятельности человека в конце концов воз- вращаются в нему через другие аспекты его жизнедеятельности. Семена в рас- творах антигололедных средств прорастать будут очень плохо, поэтому перед обучаемыми можно поставить задачу попробовать найти антигололедный реа- гент, негативное влияние которого на состав ливневых сточных вод, а, соответ- ственно, на почву и поверхностные водоемы было бы минимальным. Не можем найти такой реагент, значит пока не решена полностью проблема техносферной безопасности. Проекты: «Определение рН почв подручными методами», «Влияние рН ливневых сточных вод на образование в них дисперсных систем», «Загрязнение ливневых сточных вод при утечках моторных топлив» учат школьников отбирать пробы почвы, воды, собирать необходимую информацию о состоянии окружающей среды, составе антигололедных реагентов, моторных топлив, кислотных осадков и т.д., оценивать полезность этой информации, ана- лизировать качество почвы, воды, воздуха, выполнять необходимые расчеты для грамотного представления результатов проектов, а главное – делать выводы о взаимосвязи всех составляющих техносферы и человека и, соответственно, о необходимости соблюдения правил техносферной безопасности. Техносфер- ная цивилизация, если хочет себя сохранить, должна готовить тех, кто будет заниматься её безопасностью. Как показывает опыт, участие в естественнона-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=