Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 321 ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ШКОЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ А. Ф. Гордова Академия гражданской защиты МЧС России, Московский городской педагогический университет (Москва, Россия) Аннотация. В данной статье примеры школьных проектов по естественнонауч- ным составляющим экологии рассматриваются как возможность формирования у обучаемых умений и навыков, которые позволят в последствии, при продолжении образования, быстрее и эффективнее сформировать у них необходимые компетен- ции для решения проблем техносферной безопасности. Решение проблем техно- сферной безопасности означает сохранение цивилизации. Ключевые слова: техносферная безопасность, школьный исследовательский проект. Современная проектная деятельность школьников на пути к созданию про- екта сочетает в себе познание, учебу, исследование, творчество. Проектная дея- тельность уже на этапе школьного образования позволяет обучаемому заявить о себе в коллективе сверстников, а иногда и выйти на значительно более широ- кую аудиторию. Неослабевающий интерес школьников к проектам свидетель- ствует о том, что школьные проекты – не только возможность углубить знания (это можно сделать и другими способами). Школьные исследования – это и возможность для учащихся осознать свою значительность, свой авторитет (исследования, нужные окружающим, выполняют именно они), свою ответст- венность за результаты выполняемых исследований, направленных на дости- жение определенной цели; возможность осознать значение своего образования (мы это делаем, потому что знаем , как это делать, и умеем это делать), раскрыть свой творческий потенциал. Кроме того, проектная деятельность имеет и прак- тический результат – решение проблемы, интересующей авторов проекта, ответ на определенный вопрос [1, 3]. Школьный исследовательский проект для учителя – дидактическое средст- во, которое ускоряет или даже просто делает возможным вырабатывать у обучаемых умения и навыки ставить перед собой определенные цели, плани- ровать их достижение, находить нужную информацию, практически применять фундаментальные и прикладные знания, грамотно обрабатывать и презентовать результаты своей работы [3]. Автор этой статьи, будучи доцентом высшего учебного заведения, в тече- ние нескольких лет помогал учителям школ руководить школьными проектами по естественнонаучным дисциплинам, а школьникам – эти проекты выполнять.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=