Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 317 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИК, РЕАЛИЗУЮЩИХ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В. В. Булгаков Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России (Иваново, Россия) Аннотация. Рассмотрены факторы, влияющие на формирование профессио- нальных компетенций курсантов в процессе прохождения учебных и производствен- ных практик в различных должностях Государственной противопожарной службы, реализующих компетентностный подход и контекстное обучение. Предложены орга- низационно-методические мероприятия, направленные на реализацию потенциала практик в полном объеме. Ключевые слова: организация практики, компетентностный подход, контекст- ное обучение, мотивация, государственная противопожарная служба. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего об- разования по специальности 20.05.01 – пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 – техносферная безопасность реализующих компетентно- стный подход (А. В. Хуторской, А. К. Маркова, О. В. Акулова и др.), область профессиональной деятельности выпускников образовательных организациях системы МЧС России включает применение систем и средств обеспечения по- жарной безопасности, профилактику, предупреждение и тушение пожаров, со- хранение жизни и здоровья человека за счет использования современных тех- нических средств. Для реализации профессиональных функций в области профессиональной деятельности выпускники должны обладать общекультур- ными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, кото- рые формируются в процессе изучения базовых и вариативных дисциплин, прохождения практик и государственной итоговой аттестации. Реализации компетентностного подхода при организации практик курсантов ведомствен- ных образовательных организациях уделяется большое внимание со стороны исследователей [1–3], которые отводят практикам значительную роль в форми- ровании профессиональной компетентности выпускников. К видам практик от- носятся учебная, производственная и преддипломная. Учебные и производст- венные практики предназначены для получения первичных профессиональных умений и навыков и получения профессиональных умений и опыта профессио- нальной деятельности. Практики как вид учебной деятельности непосредствен- но относятся к контекстной форме обучения (А. А. Вербицкий), направленной на трансформацию познавательной деятельности реализуемой при традицион-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=