Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 315 Таким образом, общепедагогическое осмысление ОУР, выявление концеп- туальных оснований, разработка требований к технологическому и инфра- структурному обеспечению системы непрерывного ОУР важны для нашей страны и мира в целом. Актуальность ОУР трудно переоценить. Вопрос в том, каким должно быть такое образование? По мнению международных экспертов, планета деградирует, поскольку цивилизация сформировалась в условиях «пустого мира» неизведанных терри- торий и избытка ресурсов. В реальности же человечество вошло в «полный мир», заполненный до краёв, с весьма смутными перспективами дальнейшего расширения границ [3]. Образование должно формировать у молодёжи «гра- мотность в отношении будущего» (futures literacy), при этом основываясь на «связанности» (отношениях между людьми), имея ценностный характер, фоку- сируясь на устойчивости, воспитывая интегральное (не ограничиваясь аналити- ческим) мышление, исходя из плюрализма содержания [4]. В этих целях может быть использована педагогическая технология CoRT (Cognitive Research Trust), основанная на использовании «инструментов мыш- ления» Э. де Боно [5]. Поиск вариантов решения начинается с «мозгового штурма». На стадии выбора можно использовать инструмент мышления «Плюс, минус, интересно». Следующий шаг – сбор информации о проблеме. При этом нужно применить имеющиеся знания, определить, что необходимо узнать дополнительно и как это сделать, т.е. какими источниками информации следует воспользоваться. При работе с информацией рекомендуется использо- вать приёмы «Чтение с пометками и остановками», «Поабзацевое чтение», а также направленные на обработку массивов информации в процессе группо- вой работы. Возможность представить информацию в сжатом виде дают мен- тальные (интеллект-) карты [6]. Интеллект-карта развивает способность анали- зировать понятия или явления, находить между ними взаимосвязь, помогает увидеть ситуацию в целом. Стратегическое и эффективное планирование невозможно без грамотного целеполагания. Согласно принципу SMART, цель должна быть: конкретной (Specific), измеримой (Measurable), достижимой за определенный период (Attainable), актуальной (Relevant) – необходимо заранее понять, действительно ли данная задача поможет в достижении цели, ограниченной во времени (Time- bound) [7]. На пути к конечной цели может быть цепочка промежуточных целей (задач), которые необходимо решать. Грамотно поставленная цель выводит на план действий. Среди действенных инструментов, позволяющих сделать планы и задачи более наглядными и конкретными – диаграмма Гантта, которая может быть использована для создания «дорожной карты» (англ. roadmap, план меро- приятий по продвижению процесса к некоторому целевому состоянию) по при- нятию коллективного решения. На следующем этапе решения проблемы используется инструмент «При- оритеты» для установки очерёдности работы. Дела, которые не оказались при- оритетными, не следует полностью игнорировать, их тоже нужно рассмотреть,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=