Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 2. Актуальные проблемы экономики и экономического образования 245 ние (Х12), наличие или отсутствие постоянной или временной работы (Х13), субъективная оценка самим студентом преобладающего настроения (Х14). Для группировки обучаемых по степени результативности освоения ком- петенции и соответствующих различий в условиях обучения применен кла- стерный анализ. В условиях анализа для небольшого количества наблюдений использован метод Варда (Wards method). Результаты кластеризации обучаемых в виде дендрограммы представлены на рисунке. Рис. Дендрограмма распределения по кластерам студентов по результатам обучения, индивидуальным особенностям и условий обучения Анализ центроидов кластеров показал высокие показатели 1 кластера по результативности обучения. В качестве индивидуальных особенностей и соци- ально-экономических условий данному кластеру присущи: высокие показатели восприятия, низкий уровень нервозности, преобладающего оптимистичного на- строения, место проживания на съемной квартире или дома. Для 3 кластера (худшего по результативности) характерны такие особенности студентов как высокие сила нервной системы со стороны возбуждения, уравновешенности нервных процессов, проживания в основном в общежитии, преобладающем пессимистическом настроении. Таким образом, при помощи кластерного анализа сделана попытка по от- работке методики определения групп обучающихся, имеющих подобные харак- теристики по степени усвоения комплекса дисциплин и особенностей обучае- мых с учетом социально-экономических условий обучения. Аналогично можно определить и характеристики центроидов для каждой компетенции или для групп дисциплин по сложности их восприятия студентами. Однако характер и силу влияния каждого фактора можно определить толь- ко с помощью моделей на основе регрессионного анализа, который проводится совместно с кластерным анализом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=