Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 244 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФИЛЮ «ЭКОНОМИКА» И. В. Гусельникова, С. И. Логвинов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Аннотация. Формирование компетенций выпускника вуза связано с условиями реализации учебного процесса, который зависит от сложности преподаваемых дис- циплин, особенностей обучаемых, а также социальных условий, в которых он осуще- ствляется. Одним из возможных путей первичного анализа является определение параметров кластеров, центроиды которых характеризуют успешность обучения и признаки индивидуальных особенностей обучающихся и социально-экономических условий в которых осуществляется обучение. Ключевые слова: обучение, кластеризация, индивидуальные особенности сту- дентов, социально-экономические условия обучения. Важным элементом управления учебным процессом в вузе является опре- деление и оценка факторов, которые определяют результативность обучения студентов. Одним из основных принципов менеджмента качества является про- цессный подход, в основе которого определяется объективная зависимость «входного» результата каждого рассматриваемого процесса от «выходного» со- стояния (потребности). Процесс обучения студента в вузе связан с реализацией комплекса дисцип- лин последовательно формирующих необходимые компетенции. Для оценки возможностей анализа формирования компетенций применен кластерный ана- лиз, в котором рассматривался процесс результативности обучения профиля подготовки («Экономика») применительно к компетенции «ДПК – 1» с учетом индивидуальных особенностей и социально-экономических условий обучения. В качестве выходной переменной образовательного процесса были приняты ре- зультаты обучения по дисциплинам по семестрам за весь период обучения, формирующие данную компетенцию в соответствии с учебным планом. Индивидуальные особенности студентов учитывали: способность пере- ключаемости внимания по методике К. К. Платонова «Арабско-римские табли- цы» (Х1); восприятие: константность восприятия (Х2), иллюзии восприятия сложных объектов (Х3), восприятие через узнавание фигур (Х4); типологиче- ские особенности (наличие нервозности (Х5), уравновешенность в эмоциональ- ных реакциях (Х6), сила нервной системы со стороны возбуждения (Х7) и со стороны торможения (Х8) соответственно, оценка подвижности нервных про- цессов(Х9)); возраст (Х10), условия проживания (Х11), материальное положе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=