Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 2. Актуальные проблемы экономики и экономического образования 241 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРИ АНАЛИЗЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (ПРОФИЛЬ «ЭКОНОМИКА») И. В. Гусельникова, С. И. Логвинов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Аннотация. Исследование факторов, влияющих на успешность освоения дис- циплин или отдельных компетенций при обучении в вузе, связано с эксперименталь- ными исследованиями количественных показателей обучения и влияющих на ре- зультат этого обучения факторов, зависящих как от особенностей студента, так и некоторых количественных характеристик среды обучения. Для их анализа целе- сообразно применять совокупность методов многомерного статистического анализа. Ключевые слова: обучаемый, оценка, факторы, система, регрессионный ана- лиз, детерминация, компетенции. Высшее образование в современных условиях приобретает все большую значимость как инструмент экономического, социального и культурного разви- тия на региональном и национальном уровнях. Специалисту, для того, чтобы зафиксировать свое профессиональное положение на рынке труда необходимо быть конкурентоспособной единицей. В настоящее время ВУЗы должны иметь модель конкурентоспособного выпускника, которая выражается в виде ФГОС ВО, описывающий компетен- ции, которыми будет обладать выпускник определенной специальности. Здесь реализуется как компетентностный, ориентированный на удовлетворение спро- са потребителей, так и процессный подход. Предварительный прогноз результативности обучения связан с моделиро- ванием системы «Обучаемый – внешняя среда». В качестве характеристики обучаемого могу служить результаты освоения им комплексов дисциплин, формирующих его компетенции в соответствии с учебным планом, его индиви- дуальные особенности, а для оценки внешней среды обучения – социально- экономические условия. Отработку методики такого количественного прогноза осуществлялась на примере подготовки студентов по направлению педагогиче- ское образование профиля «Технология», «Экономика». В качестве инструмен- та моделирования вышеуказанной системы использовался регрессионный ана- лиз (пакет «Statgraphics 5»). В качестве выходной характеристики системы использовалась сумма оценок полученных студентом при формировании ДПК- 1, а входных факторов - индивидуальные особенности обучаемых. Индивиду- альные особенности студентов учитывали только количественные характери- стики: внимания (Х1); восприятия: (Х2), (Х3), (Х4); типологические особенно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=