Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 2. Актуальные проблемы экономики и экономического образования 211 ются домохозяйства, представителям которых, например, студентам, оказыва- ется услуга образования. Качество – это способность блага удовлетворять потребности потребителя, это ценность блага для конкретного потребителя. Качество измеряется ценно- стью блага для потребителя. Качеству благо может быть дано две оценки [3]. Одна из них представляет индивидуальную оценку потребителя, которую оце- нивает качество блага величиной максимальной цены, которую он готов за него заплатить [1, 2, 3]. Общественная оценка качества блага – это его равновесная рыночная цена [3]. Общественная оценка качества определяется положениями, которые сформулировал еще один А. Маршалл [4]. Он решил проблему одно- временной оценки стоимости благ и факторов производства. Идея А. Маршалла состоит в необходимости равновесии ценности для потребителя, и издержек производителя благ. Через взаимодействие при обмене ценность и издержки вы- ступают как равноправные, они определяют равновесие спроса и предложения, при этом качество – ценность блага измеряется равновесной рыночной ценой. Качество весьма сложная категория. Качество – это не свойство товара, ус- луги. Во-первых, вкусы, отражающие потребности людей, различаются, причем следует иметь в виду, что вкусы индивидуальны, и, кроме того, изменчивы. Ка- чество одного и того же блага, одного и того же товара в одном случае будет оцениваться как высокое, в другом это благо может быть отвергнуто потреби- телем, который не видит в нем какой-либо ценности. Во-вторых, оценивается меновой стоимостью на рынке чистой конкуренции. Но большинство сущест- вующих рынков не являются рынками чистой конкуренции, как правило, кон- куренция на них не совершенна. Кроме того, известны отказы, «фиаско» рынка. При отказах рынка, при несовершенной конкуренции оценка качества может быть получена только путем исследований. Определенную возможность оценки качества образования дает концепция человеческого капитала, согласно кото- рой образование может рассматриваться как наделение индивидуума человече- ским капиталом. Поскольку ценность капитала измеряется его доходом, цен- ность, качество образования может бать измерено величиной увеличением трудового дохода – заработной платы индивидуума в результате получения им образования. Существующая в стране система стандартов образования, ориентирована на нормативно-правовую базу, созданную в интересах государства и работодателей, на отчетность и контроль, сохраняет черты, присущие архаичным системам управления, характерным для индустриальной экономики, индустриального об- щества. Но в стране происходит переход к постиндустриальной экономике, к по- стиндустриальному обществу [5], при этом нормативно-правовая база, создавае- мая в последние годы тормозит экономическое развитие стран [6]. В управленческом аспекте отечественная система стандартов образования, которая включает подсистемы лицензирования и аккредитации [2], в опреде- лённой степени подобна системе стандартов управления качеством, которая, несмотря на все ее усовершенствования, подвергается жесточайше критике со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=