Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 210 КАЧЕСТВО НЕСОВМЕСТИМО С ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ Е. Н. Басовская, Л. Е. Басовский Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Аннотация. Даны научно-обоснованные определения потребителей, качества образования, которое представляет собой индивидуальное частное благо. Характе- ризуются принципиальные недостатки системы управления образованием на основе существующей системы стандартов, которая ориентирована на нормы и контроль и не может способствовать обеспечению качества образования, его соответствия требованиям инновационной постиндустриальной (информационной) экономики. Ключевые слова: образование, потребители, управление, качество, стандар- ты, инновации. Для определения категории «качество образования» и его оценки необходи- мо определение категорий «образование» и «качество». Кроме того, дополни- тельно необходимо определить, кто же является потребителем этого блага. Как это не парадоксально, но даже в документах Европейского союза, прежде всего связанных с доктриной «Болонского процесса», документах органов власти и управления Российской Федерации встречаются заблуждения и неточности в отношении определения указанных категорий. Это положение не может быть объяснено ничем, кроме недостаточной компетенции создателей этих документов в области социальных (общественных) наук, в особенности в области экономики. Образование, как известно, представляет собой индивидуальное частной благо, имеющее большое социальной значение, благодаря положительным экстерналиям – положительным внешним эффектом [1]. Потребителем этого блага, которое представляет собой услугу (важно, что это не материальное благо, не товар!), являются домохозяйства, представители которым оказывает- ся эта услуга [1, 2]. Если эти лица являются экономически самостоятельными, то можно считать, что именно они, то есть обучающиеся, студенты, слушатели являются потребителями образования. Именно домохозяйства, которые могут быть представлены и отдельными физическими лицами, например, студента- ми, являются потребителями образования. Государство, общество, работода- тели, частные компании, государственные учреждения не являются потреби- телями образования, хотя в силу недостаточной компетенции в области социальных наук многие считают государство, работодателей потребителями образовательных услуг, которые получают обучающиеся, например, студенты вузов. В решении проблем управления, необходимо, исходить из того, что об- разование – это индивидуальное частной благо, потребителям которого явля-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=