Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 192 ность и многообразие вызывает большой интерес студентов, желание занимать- ся данным видом вышивки не только на учебных занятий, но и во внеучебное время, раскрывает творческий потенциал данной разновидности вышивания. Одной из достаточно простых, но глубоко традиционных, пронизанных ду- ховно-нравственными установками и правилами, является вышивка «сашико» – почти забытая японская техника рукоделия, воплотившая в себе истинно япон- ский дух точности и символизма. Традиционная вышивка «сашико» выполня- лась белыми нитками по ткани цвета индиго, краситель для которой изготавли- вали в самой Японии и он стоил недорого, был доступен даже бедным слоям населения. Техника выполнения «сашико» проста, но в то же время требует ак- куратности и точности размеров стежков. Она таит в себе множество творче- ских возможностей не столько в технике выполнения, сколько в разработке схем и узоров, компоновке общей композиции изделия. На основе простейших элементов – прямого стежка и петли – выполняют такой вид счетного вышивания, как «шведское плетение» . Для вышивки в этой технике подойдет любая ткань с четким переплетением нитей. Это может быть грубый лен, долевые и уточные нити которого создают мелкую сетку. Выши- вать можно и на тонких прозрачных тканях, на которых нить видна как с лице- вой, так и с изнаночной стороны (тюль, сетка, редина). Основные виды узоров в такой вышивке – это кайма и розетки. Именно компонуя их, можно получить нескончаемое количество узоров и образцов изделий. Помимо этого, творче- ский подход можно проявить, разрабатывая схемы и эскизы, в котором обрам- ляющий контур заполнен внутри узорами «шведского плетения». Большим творческим потенциалом обладает весьма простой по технике выполнения, но при этом эффектный вид вышивки «барджелло» – старинная флорентийская вышивка, при помощи которой создаются многоцветные узоры в виде зигзагов или дугообразных линий на полотне, в совокупности дающий ощущение 3-D эффекта. На первый взгляд «барджелло» имеет ограниченную направленность и размеры стежков, однако она позволяет более широко ис- пользовать цветовые переливы и формы. Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность узоров, данный вид вышивания может также выполнять роль средства творческого развития обучающихся. При этом возможны следующие направления творческой работы: выбор гармоничного цветосочетания внутри готовой граничной схемы; самостоятельная разработка графичных схем обу- чающимся с использованием плавных дугообразных линий, острых пиковых линий, внутренних островных элементов и др.; разработка графичных и цвето- вых схем-образов (настроение, поры года, явления природы и др.). Освоение счетных швов будущими учителями обслуживающего труда в процессе изучения дисциплины «Декоративно-прикладное искусство» обес- печивает не только операционную готовность к преподаванию данного блока вариативной части учебной программы, но и создает базу для формирования методической готовности к разработке дидактических средств и объектов труда к урокам; стимулирует активность в расширении своего профессионального кругозора, интенсификации профессионально-творческого саморазвития.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=