Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 191 ность предполагает только репродуктивные действия, не содержит в себе раз- вивающего потенциала. Однако, умелое построение системы учебных заданий по освоению приемов выполнения отдельных счетных швов, совершенствованию навыков их вышивания, проектированию изделий с декором счетными швами позволяет использовать их как весьма эффективное средство стимулирования профессионально-творческого развития будущих педагогов-предметников. Одним из наиболее популярных видов счетного вышивания остается вы- шивка крестом. После освоения студентами техники вышивания крестом по горизонтали, вертикали, диагонали; выполнения узоров в один, два, несколько цветов можно предложить следующие творческие задания: самостоятельный выбор цветосочетаний при выполнении многоцветных композиций; самостоя- тельная разработка схем по фотографиям и рисункам с помощью специальных компьютерных программ, предполагающая выбор оригинала рисунка из гале- реи, выбор размера схемы (количества крестиков по вертикали и горизонталь) с учетом плотности канвы, выбор количества и гаммы цветов, выбор системы условных знаков. Выполнение творческих заданий в значительной степени стимулирует ак- тивность студентов при совершенствовании навыков вышивания крестом, про- буждает желание самостоятельного поиска образов и эскизов работ. С использованием простейших прямых стежков выполняют шов «роспись» – двусторонний шов в виде сплошной тонкой линии, образующей графичный кружевной узор. Он может быть самостоятельным швом для выполнения ком- позиции в целом или служить отделкой для узоров, вышитых другими счетны- ми швами. Все стежки «росписи» имеют примерно одинаковую длину, но могут иметь разное направление. Качество и эстетичность вышивки «роспись» будут достигнуты при усло- вии выполнения ряда требований: все стежки должны иметь одинаковую дли- ну; проколы прямого и обратного хода иглы должны совпадать; не должно быть дважды выполненных стежков, не должно оставаться непрошитых стеж- ков ни с лицевой, ни с изнаночной стороны; линия узора должна быть непре- рывной, между стежками не должно оставаться нитей ткани; узор лицевой сто- роны должен быть идентичен узору изнаночной. Стимулированию профессионально-творческого развития студентов в про- цессе освоения данного вышивального шва содействуют следующие задания творческого характера: исследование исторических и региональных традиций использования шва «роспись» в декоре бытовых изделий и предметов одежды; стилизация свободных графических изображений и адаптация их к выбранному способу вышивания; дополнение декоративными ответвлениями и внутренни- ми разделками контурных схем; разработка простейших текстильных изделий с отделкой «росписью» для использования в качестве объектов труда на уроках трудового обучения. Творческой вариацией шва «роспись» можно рассматривать широко рас- пространенную европейскую вышивку «Блэкворк» (Blackwork). Многообразие эскизов и примеров работ, выполненных в технике «блэкворк», их гармонич-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=