Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 19 Для реализации концепции непрерывного образования важнейшей и пер- вой задачей необходимо решить вопрос создания соответствующих организа- ционных структур, способных решать запрос общественной и личностной по- требности в развитии. Не менее важной представляется методология непрерывного образования. Система СПО (среднего профессионального образования) – особенная струк- тура системы непрерывного образования. Обучение в техникуме, колледже пред- полагает наличие определенной базовой системы подготовки – человек поступает по общим правилам приема, уже имея за плечами свой уникальный жизненный опыт, различный уровень готовности к принятию нового комплекса знаний и уме- ний в силу приобретенного субъектного опыта, индивидуальных способностей, личностных характеристик, возраста. Возникает конфликтная ситуация между стремлением человека к освоению нового знания и готовностью к этому процессу, той зоной ближайшего развития, с которой и на которую он готов перейти и изме- няться в профессиональном развитии в соответствии с этой готовностью. Следовательно, необходимо обеспечить эффективный педагогический про- цесс в системе СПО с учетом уровня возрастных особенностей, степени и каче- ства подготовленности абитуриента. Лучше всего такой процесс реализуется при личностно-ориентированной технологии обучения с предоставлением ва- риантов путей совершенствования качества подготовки и основывается в ори- ентации на индивидуальность. Американский психотерапевт Карл Роджерс разработал и ввел понятие «личностно-ориентированное образование» [3]. Преимуществом личностно-ориентированного обучения по Роджерсу явля- ется то, что: – человек имеет возможность для широкого самопознания; – человек понимает и принимает свои чувства; – развивается уверенность и независимость; – формируется адекватное восприятие и способность к пониманию дру- гих людей. И. С. Якиманская является представителем отечественной современной пе- дагогики личностно – ориентированного обучения [4]. Она вводит понятие «субъектный опыт», который, по её мнению, должен быть выявлен в процессе обучения и являться основой для дальнейшего обучения. Таким образом, чтобы достигнуть поставленной цели в образовательной среде техникумов и колледжей, необходимо решать следующие задачи: 1. Определить личностно-возрастные интересы абитуриентов, качество ак- туального субъектного профессионального опыта. 2. Проанализировать предпосылки для определения направлений и тенден- ций развития профессионального образования в средних профессиональных учебных заведениях. 3. Установить основные пути профессионального самоопределения и ста- новления подростков.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=