Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 188 Теперь несколько слов о социальном заказе на учителя технологии. Не- обходимо понимать, что всякая профессия возникает в обществе не на пус- том месте, а является следствием сложных, взаимовлияющих друг на друга процессов, в первую очередь процессов социально-экономических и опосре- дованно – социально-политических. При этом всякая профессия, возникнув, может пройти несколько циклов развития. В истории каждого вида деятель- ности есть и периоды дифференциации, отделения от других сопредельных видов профессиональной деятельности [1, с. 61–68], которые когда-то были единым целым, есть периоды, и интеграции. (Когда-то врачи, инженеры, да и школьные педагоги не разделялись по отдельным направлениям). Возможно и видоизменение профессии, и даже её полное исчезновение. Что же ждёт из перечисленного ждёт учителя технологии? Классическая фигура учитель технологии, существовавшая в советский период на протяжении был востребована, когда существовал социальный, а по сути, государственно-политический заказ на расширение производства и перво- начальную адаптацию к нему максимально большого количества детей и подростков. В силу невозможности дать подобную подготовку по всем направ- лениям техники и технологии сложилось разделение программы обучения на не- сколько сегментов (основы металлообработки, деревообработки, кулинарии, швейного производства). В условиях современной России пока не наступил мо- мент, когда государство сделает окончательный поворот не на словах, а на деле к активной технико-технологической модернизации. Насколько такой переход будет инновационным и какова в нём будет реальная роль высоких технологий тема отдельного разговора. Однако надежду вселяет то, что за последние пять лет (после воссоединения Крыма с Россией и усиления всегда существовавших со стороны западных держав санкций) пришло осознание не просто необходимо- сти наращивания темпов технико-технологического развития, но постепенно стал формироваться социальный заказ в этом направлении, имеющий и социаль- но-экономическую, и социально-политическую составляющие. Именно это обстоятельство и внушает пусть осторожный, но оптимизм относительно будущего развития технологического образования в России в целом и в российской школе в частности. Сейчас можно лишь приблизи- тельно очертить те направления, которые будет включать в себя предметная область «Технология» через десять – пятнадцать лет. Можно лишь предполо- жить, что она расширит число свих составных частей и не утрачивая связи с традиционными технологиями включит в свой состав сегменты, которые бу- дут связаны с современными технологиями и более активно контактировать в ознакомительном плане с высокими технологиями [2, с. 4–7]. Это, в свою очередь, не может не вызвать более активное появление новых учебных цен- тров, связанных с реальным производством.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=