Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 187 НУЖЕН ЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ? СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ Н. М. Твердынин Академия гражданской защиты МЧС России (Химки, Россия) Аннотация. Рассматриваются социальные основания технологического образо- вания, исходя из социально-экономических и социально-политических факторов, влияющих на образование в современной России. Высказывается идея о незаинтере- сованности школьном курсе технологии большинства субъектов социально- педагогического пространства. Предлагаются пути входа из создавшегося положения. Ключевые слова: технология, технологическое образование, социология обра- зования, образовательная политика. Технологическое образование является предметной областью, которая с одной стороны является неотъемлемой частью педагогического простран- ства, но, с другой стороны связана (прямо или опосредовано) со всеми вида- ми производства. Именно в рамках предметной области и предмета «Техно- логия» формируются начальные представления об окружающем техногенном мире ни как о видеоряде на экране монитора, но как о сфере, в которой обу- чающийся может самостоятельно что-то изменить или создать. При этом созданный им артефакт будет не только выполнять какие-либо полезные функции, но и связывать его создателя с окружающей действительностью. Ребёнок на уроке технологии может ощутить себя творцом даже если сде- ланное им значительно уступает «магазинному» изделию. И в этом плане «Технология» находится впереди других школьных предметов. Но ведь это обстоятельство одновременно вызывает и определённые дей- ствия со стороны представителей других предметных областей, которые со- ставляют профессиональную часть педагогического сообщества. Это нельзя оценивать с позиций «хорошо или плохо» всякие социальные общности, кото- рые контактируют между собой будут бороться за «место под солнцем». При- мером может служить стремление представителей других предметных областей «приручить» находящуюся в тренде робототехнику, элементы которой входят в образование повсеместно. Естественно, что не может быть и каких возраже- ний если какой-либо квалифицированный и одновременно увлечённый педагог сопрягает свою деятельность в системе дополнительного образования с техно- логией. Например, учитель истории, активно занимающийся исторической ре- конструкцией, может дать детям гораздо больше ценного по ряду технологий, чем равнодушный учитель технологии, который просто «тянет лямку».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=