Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 185 – индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучаемого на свой уровень развития; – комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сба- лансированному развитию основных физиологических и психических функций обучаемых; – глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Анализ литературы [1, 2, 3] по данной проблеме, позволяет уточнить ос- новные педагогические требование к учебному проекту по технологии, как средства формирования исследовательской компетенции обучающихся: – проблема проекта должна быть социально-значимой – исследователь- ской, информационной, практической; – планирование проекта – определение вида продукта; – поиск информации – исследовательская работа обучающихся как обяза- тельное условие проекта; – исследовательский, конструкторско-технологический или информацион- ный продукт является конкретным результатом проекта; – портфолио проекта – рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, ре- зультаты исследований и анализа, материалы к презентации и т. п.); – презентация продукта и защита самого проекта. Ребёнок рождается исследователем. Это внутреннее стремление к исследо- ванию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие изначально разворачивалось как процесс самооб- разования [5]. Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важней- ших источников получения представлений о мире. В педагогической психоло- гии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления человека к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского подхода в обучении, включая проектное обучение – формирование у обучающихся способностей самостоятельно, твор- чески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры [4]. Анализ проектов, которые были представлены на региональном этапе Всерос- сийской олимпиады школьников по технологии (г. Тула, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 30–31 января 2019 г.) позволяет высказать, следующие обобщающие суждения: – актуальной проблемой является обучение способам добывания и перера- ботки информации путем самостоятельной исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного развития исследовательской умений обучающихся, способствующей высвобо- ждению деятельностного начала в человеке, укреплению его потребности в по- знании; – будущему учителю технологии для успешной профессиональной дея- тельности необходимо обладать умениями исследовать явление, процесс, пред-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=