Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 173 ских проектов каждый участник олимпиады представляет выполненное изделие и пояснительную записку, готовит презентацию проекта. Обращая внимание на особенности оценивания проектов, отметим, что проект, как любая творческая работа, оценивается только методом экспертной оценки. Главной задачей экспертов является выявление новизны представляемых проектов, оригинальности выполненного изделия, новаторства идей автора. Важными характеристиками участника олимпиады при оценке творческих проектов являются: а) самостоятельность выбора темы и её соответствие содержанию изло- женной проблемы; б) актуальность проекта с точки зрения потребительского спроса; в) технологическое решение и конструктивные особенности изделия, вла- дение приёмами выполнения отдельных элементов; г) грамотное сочетание цветов в проектируемых изделиях и оригиналь- ность проектного решения; д) многофункциональность и вариативность изделия; е) способность участника олимпиады оценивать результаты своей проект- ной деятельности; ж) понимание сути задаваемых вопросов и аргументированность ответов. Учащиеся представляют разнообразные проекты по виду доминирующей дея- тельности: исследовательские, практико-ориентированные, творческие, игровые. В целом, можно констатировать, что тематика проектов значительно рас- ширилась, усилена их общественная значимость, социальная направленность, более четкими и качественными стали пояснительные записки. Особый инте- рес, по нашему мнению, представляют творческие проекты, которые интегри- руют знания и умения учащихся из разных областей знания, учебных предме- тов (технология, физика, история, ИЗО, безопасность жизнедеятельности и др.). Важно отметить, что во всех пояснительных записках к проектам представлен экономический и экологический анализ, выполненных технологических про- цессов и самих изделий. Это свидетельствует о том, что учителя технологии Тульской области в полной мере овладели методикой руководства учебным проектированием и осуществляют его на высоком уровне, приучая ребят к чет- кости и проектировочным требованиям. Положительным моментом является также значительное усиление в проектах учащихся отражения регионального компонента технологического образования. В заключение следует отметить, что несмотря на высокую актуальность проблемы материально-технического обеспечения учебного процесса по техно- логии (что, несомненно, отражается на практических умениях учащихся), итоги регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2015–2019 гг. позволяют сделать вывод о возросшем интересе учащихся и пе- дагогов к этой предметной области, внимании органов управления образовани- ем и школ к подготовке молодого поколения к труду и выбору профессии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=