Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 148 ее функциональных свойств к их воплощению на основе тех или иных природ- ных явлений в соответствующем конструктивном исполнении (в отличие от основ наук, где ее реализация направлена от естественных явлений к их приме- нению в различных технических устройствах для осуществления соответст- вующих функций) [3]. Исходными при осуществлении данной схемы выступают функциональные свойства объекта. Такой подход ориентирует студентов не на заранее заданный и установленный тип технических устройств, а на выбор наиболее рациональ- ного варианта из ряда возможных, качественно различных технических реше- ний, максимально соответствующего заданным функциональным свойствам объекта, среде и условиям его эксплуатации [9]. В. А. Поляков указывал, что для обеспечения политехнической направленности трудового обучения необхо- димо раскрытие естественнонаучных основ процессов и явлений, протекающих в объектах техники; показ общего характера процессов и конструкции конкрет- ного объекта; указание на применение изучаемого объекта в условиях произ- водства. Здесь также четко выделяются все три подхода к рассмотрению техни- ки. Д. А. Тхоржевский, исследуя вопросы изучения техники, также предполагает обязательное рассмотрение естественных закономерностей, лежащих в основе ее действия, а также связь техники с технологией. В работах В. С. Леднева, А. Я. Со- вы при изучении учащимися принципа действия, устройства технических объ- ектов предусматривается рассмотрение взаимоотношений техники и техноло- гии, а также техники и природы, то есть учитывается в определенной степени экологический аспект действия техники. Достаточно детально политехнический аспект изучения техники методически разработан П. Р. Атутовым и В. И. Качне- вым. На первом этапе предусматривается ознакомление учащихся с общим уст- ройством технического объекта (основные части, их назначение и применение); на втором – объясняется принцип работы объекта (физическая сущность проте- кающих в нем явлений); далее – процесс работы устройства (взаимодействие основных движений в устройстве и последовательность их передачи). Следую- щий этап включает ознакомление с особенностями конструкции техники (общ- ности, виды, разновидности, преимущества и недостатки). На последнем этапе предполагается поиск путей усовершенствования конструкций, включение их в процесс конструирования техники [6]. Существенной, на наш взгляд, новизной и достоинством этой схемы явля- ется выделение уровней рассмотрения научных основ техники в зависимости от степени обобщенности знаний. Однако границы уровней, с позиций предло- женной нами дидактической схемы, не достаточно четко определены, напри- мер, принцип работы (второй этап) можно рассматривать с разной степенью обобщенности знаний, принимая во внимание только основной природный процесс в объекте (и тогда это будет наряду с общим устройством и назначени- ем первый определенный наш уровень общности), либо рассматривая весь ком- плекс важнейших естественных явлений (тогда это будет соответствовать наря- ду со структурно-функциональной схемой устройства, включающей и процесс работы техники, второму выделенному нами уровню общности). Кроме того,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=