Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 147 ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ОСНОВ ТЕХНИКИ КАК БАЗА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ А. Н. Сергеев 1 , А. В. Сергеева 1 , С. Н. Кипурова 2 1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) 2 Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (Тула, Россия) Аннотация. Повышение интереса к технологическому образованию вновь дела- ет актуальной проблему содержания и последовательности изучения научных основ техники как в школе, так и в вузе. В советской дидактике вопросы усиления политех- нической направленности трудового обучения рассматривались на уровне общеобра- зовательной и высшей школы. В статье предлагается дидактическая схема изучения научных основ техники в процессе подготовки будущих учителей технологии. Ключевые слова: научные основы техники, политехническая направленность, компетенции, техническое устройство, трудовое обучение, технологии, содержание образования, дидактическая схема, учебная деятельность, обобщенность знаний. Трехсторонний подход к рассмотрению техники, пути усиления политех- нической направленности содержания основ техники в подготовке студентов, структура связи техники с научными знаниями в процессе обучения позволяют сформулировать ряд дидактических условий, определяющих структуру и по- следовательность изучения научных основ техники с целью формирования по- литехнических компетенций студентов [1]. Совокупность этих условий состав- ляет сущность предлагаемой нами дидактической схемы, предусматривающей: обязательное обоснование студентами связи функциональных свойств и строе- ния техники на основе анализа естественных явлений, обеспечивающее соот- ветствие знаний о технике характеру современного научного описания техни- ческих объектов по схеме «функция – процесс – устройство»; всестороннее рассмотрение основных функциональных свойств техники, взаимосвязи при- родных (экологических), социальных, экономических, организационно- технических, эргономических, технологических и других аспектов ее действия, что способствует реализации комплексного подхода к содержанию научных основ техники [4]; учет двух уровней общности научных основ техники, что позволяет обоснованно разделить политехническое содержание основ наук и трудового обучения, установить связи между ними, а также обеспечить в про- цессе обучения последовательный переход от более к менее обобщенным поли- техническим знаниям и от них – к профессиональным знаниям [2]; преимуще- ственную направленность изучения техники в процессе трудового обучения от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=