Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 145 обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными усло- виями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства. Однако, в настоящее время существует целый ряд проблем, связанных с адаптацией детей с ОВЗ в школьном пространстве при обучении в общеобра- зовательной организации по месту жительства: – наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к ограниченным возможностям здоровья и инвалидности; – недостаток информации у педагогических работников о методике кор- рекционной работы и о возможностях детей с ОВЗ и детей-инвалидов; – в ряде образовательных организаций наблюдается отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями, однако данная проблема в настоящее время решается; – неготовность широкой общественности признавать право ребенка с осо- быми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности; – полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования. Основными способами обеспечения максимальной доступности образова- ния для различных категорий обучающихся с ОВЗ являются проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и проекти- рование индивидуальных образовательных траекторий самостоятельной работы обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. Однако, сложности процесса адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов не заканчиваются на включении их в образовательный процесс на ступени общего образования. Темп освоения теоретического материала, овладение практиче- скими навыками, самостоятельное освоение материала имеет свои особенности. Учитывая особенность восприятия учебного материала и его адаптацию детьми с особыми образовательными потребностями, эффективность процесса обуче- ния во многом будет зависеть от организации самостоятельной работы таких детей. В настоящее время при подготовке учителей в образовательных органи- зациях высшего образования данному аспекту уделяется незначительное вни- мание, а учитывая динамику имеющейся статистики данная проблема в скором времени, возможно, будет ощущаться более остро. Одной из дисциплин, реали- зуемых в рамках ОПОП ВО в ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого», обеспе- чивающих формирование готовности будущего учителя технологии к эффек- тивной организации самостоятельной работы обучающихся, в том числе с ОВЗ является дисциплина «Методика обучения технологии» (МОТ) [2]. Актуаль- ность модернизации данного курса, а также совершенствование его учебно- методического обеспечения очевидна, так как он является неотъемлемой ча- стью технологической подготовки как будущих учителей, изучающих методы, средства и технологии работы с детьми, в том числе с ОВЗ, в рамках предмет- ной области «Технология».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=