Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 115 Уже сейчас востребовано такое образование, которое позволит обучаю- щимся не только усваивать и запоминать информацию, использовать готовые алгоритмы («рецепты») для разрешения имеющихся проблем, но, прежде всего, подготовит их к выявлению и осознанию проблемы, нахождению исходной ин- формации для ее решения, созданию более продуктивных идей, оцениванию альтернатив и рисков, прогнозированию, решению сложных дилемм. Переход к инновационному педагогическому образованию основан на при- знании относительности современного знания, опыта и отношений, а эта отно- сительность и переменчивость, которые являются свойством изменяющегося мира, должны стать атрибутом (компонентом) образования – его содержания и процесса. Учитывая, что система образования как социальная подсистема призвана выполнять функцию подготовки человека к жизни и деятельности в обществе и изменяющейся культурно-технологической среде, модель структу- ры педагогического образования должна включать, по крайней мере, три блока (компонента, модуля) [5]: 1) сложившуюся совокупность знаний, опыта и отношений в определенной области, эволюцию их развития в зависимости от потребностей и зависимость потребностей от достигнутых результатов. Это знание об исследованной в нау- ке и реализованной в практике преобразовательной деятельности человека и общества; 2) совокупность противоречий, проблем (трудностей, препятствий) и кон- кретных задач, тенденций развития области знаний, их основания, зависимость от изменившихся потребностей. Это, образно говоря, знание о незнании; 3) совокупность знаний и опыта поиска новых решений известных и вновь возникших проблем, то есть методология и методы активизации творческого мышления, технология проектной творческой деятельности. Это является усло- вием и средством достижения более высокого качественного результата и сни- жения негативных последствий деятельности. В настоящее время во всех странах Европы активно обсуждаются проблемы модернизации педагогического образования. Обсуждения и точки зрения во мно- гом расходятся, однако, для всех стран характерно признание значимости страте- гии «обучение в жизненной перспективе». В связи с этим возникает необходи- мость в определении (выявлении) свойств и закономерностей существования и развития современного педагогического образования с учетом «упреждения по времени», построении теоретико-методологических основ педагогического обра- зования на основе уточнения культурных ценностей-идеалов и ценностей-норм. В УдГУ на кафедре теории и методики технологического и профессио- нального образования уже несколько лет выстраивается система педагогиче- ского и профессионального образования. Мы пришли к выводу о том, что мо- дель педагогического образования должна включать указанные модули, при этом эти модули должны быть наполнены содержанием не только в специаль- ных науках (предметных), но и в профессиональных (педагогических). Воз- можно, что отдельные дисциплины/курсы могут быть интегрированы, но при этом важно учитывать, что каждый модуль и в специальной и в профессио-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=