Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 114 возрастающие и изменяющиеся образовательные потребности человека и об- щества. Поиски направлений, стратегий и механизмов совершенствования об- разования осуществляются в рамках сложившейся когнитивно-репродуктивной образовательной парадигмы, в которой в качестве концептуального ориентира приняты научные знания, сложившиеся представления об опыте деятельности и ее культурных нормах. Эти традиционные концептуальные образовательные ориентиры не ведут к качественным изменениям [3]. Основное противоречие педагогического образования заключается в том, что, с одной стороны, современная реальность может быть определена как не- стационарная, изменяющаяся существенно и неопределенно за относительно ко- роткие промежутки времени, а устойчивость человека и общества в этой среде напрямую зависит от их адекватной по темпам способности адаптироваться к этим изменениям среды и культуры (культурных ценностей). Но, с другой сто- роны, результаты действия сложившейся исторически образовательной системы (когнитивно-репродуктивная), способствующие подготовке человека к жизне- деятельности в реальной действительности, определены на основании анализа состояния, свойств и закономерностей медленно меняющейся (квазистационар- ной) реальности и перестали в полной мере соответствовать изменившимся и не- прерывно изменяющимся свойствам и условиям нестационарной среды. Основываясь на этом, в современной системе педагогического образования с неизбежностью должна выстраиваться иная образовательная парадигма, кото- рая может быть условно названа как креативно-деятельностная (упреждающая будущую реальность). В этой парадигме ценностно-смысловой идеей является, прежде всего, ориентация: на формирование саморазвивающейся, самоопреде- ляющейся личности, способной выявлять и прогнозировать проблемы, разре- шать их и строить сценарии собственной жизнедеятельности; на подготовку че- ловека-творца устойчивой среды; на новизну процесса и результата деятельности человека; на культуру инновационного (интенсивно-продуктивного) типа, а не только на традицию; на высшие культурные ценности, а не на ценности «массо- вой культуры». Креативно-деятельностная (упреждающая) образовательная па- радигма может быть обозначена термином «инновационное образование». При этом нужно учитывать, что подготовка будущего педагога должна строиться с упреждением [4]. Таким образом, неудовлетворенность современной системой педагогиче- ского образования находит все большее понимание в обществе. Декларации о подготовке «нового учителя» звучат все громче, но целостной сбалансиро- ванной концепции педагогического образования, отражающей проблемы и тен- денции современного общества, его кризисное состояние и пути выхода из не- го, не создано. Возникает вопрос: каким должен быть современный учитель, чтобы он успевал в таких условиях (нелинейности, неопределенности, неравно- весности, открытости и сложности) в режиме реального времени оптимизиро- вать свою деятельность, пережить, усвоить огромный экспоненциально возрас- тающий поток информации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=