Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 112 му выявлению проблем, недостатков, противоречий и задач и т. д. Как отмечает- ся в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представ- ленном ЮНЕСКО, система образования и, прежде всего, школьная система, об- виняется в том, «что она застыла и целиком погружена в прошлое, использует устаревшие методы для передачи устаревших же знаний, вызывая тем самым скуку у школьников и студентов, а то и отвращение к учебе» [1]. Обзор реального состояния российского педагогического образования дает понять, что во многих отношениях оно является неудовлетворительным. Этому способствует ряд факторов общественной жизни современной России: снижа- ется уровень успеваемости российских школьников; необходимость общей ре- формы университетов в связи с европеизацией и глобализацией; наконец, не- хватка в обществе учителей естественнонаучного цикла (именно в этом цикле требуется все большее опережение современного состояния, что не под силу системе образования в рамках действующей модели). Так, например, педагоги, несколько лет проработавшие в школах с полной отдачей, сегодня жалуются на чрезмерность предъявляемых к ним требований: на школу как институт ложит- ся все больше воспитательных задач, и учителя ощущают себя недостаточно квалифицированными для их выполнения. Кроме того, они подвергаются кри- тике со стороны общественности и родителей. Неудовлетворенности учителей способствуют проблемы с дисциплиной учеников, и тот факт, что в российских школах все больше работают и учатся представители разных культур. Очевидно, что принятая к реализации модель педагогического образования на десятилетия вперед закладывает вектор развития государства. При этом, по- тенциальные кризисы преодолеваются уже сегодня за счет создания новых мо- делей педагогического образования (подходов к формированию содержания, методов, форм, средств, технологий, моделей обучения и воспитания). При этом за рубежом педагогическое образование стало реальным средством выхо- да экономики из кризиса. В нашей стране кризис педагогического образования совпал по времени с социально-экономическими катаклизмами. И если за ру- бежом уже осознали, что единственным действенным средством выхода обще- ства из социально-экономического кризиса является система педагогического образования, то в нашей стране еще не сложилась эта норма – педагогическое образование пока не считается эффективным средством преодоления кризис- ных явлений в социально экономической среде, в том числе и в образовании. Тем не менее, сейчас многими российскими педагогами, учеными осознается кризис отечественного педагогического образования, отыскиваются пути выхо- да из него, но, как правило, эти средства заимствуются из-за рубежа: двухуров- невая система обучения, тьюторство, кредитно-модульные технологии, балль- но-рейтинговая система оценивания, единый государственный экзамен, «подушевое» финансирование, переход к автономным образовательным учреж- дениям, метод проектов, компетентностный подход, дистанционное обучение и многие другие. Очевидно, что сегодня большинство внедряемых в систему педагогического образования новшеств являются импортируемыми, причем этот импорт осуществляется на всех уровнях, при этом не происходит должная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=